На главную Оглавление номера Главная страница номера

Десятилетие либерализма

Сергей Евгеньевич Матвейчук

    2002 год - юбилейный для либеральных преобразований в России, но нет торжества, как в стане реформаторов, так и в среде реформируемых. Народ адаптировался к процессу выживания, а критики и аналитики уже выдали столько отзывов и о реформах, и об их родителях, что на юбилейные обобщения, видимо, запала не хватило. А жаль, несмотря на десятилетнюю обструкцию со стороны оппозиции курс реформ и его идеология сохранились, возможно, правильной дорогой нас ведут, просто большинство народа не понимает, что это дорога к счастью? Очевидно, необходим комплексный научный анализ периода реформ, чтобы понять: зачем прагматичный Запад вкладывает серьезные интеллектуальные и финансовые ресурсы на внедрение идеологии демократических свобод и либерального рынка в России, и почему отечественные "почвенники" недовольны подобной помощью? Необходимо также уточнить, что реформам на самом деле не 10, а 15 лет, так как этапу шоковой либерализации предшествовала пятилетка гласности, кооперации и развала КПСС. Отечественная история богата примерами, характеризующими способность русского народа к мобилизации ресурсов ради обустройства страны: за 10 лет царское правительство построило транссибирскую железную дорогу; за 15 лет (1922-1937 г.г.) коммунистическое правительство осуществило модернизацию своей экономики. Что создали нынешние потомки за такой же период времени, еще предстоит осознать. Анализ переходного периода развития государства будет основан на рассмотрении трех его основных составляющих: идеологии, системы власти, экономики. Это соответствует трем составляющим человека: духу, душе и телу и. предполагает, что любая система, созданная творческим человеком или группой лиц, несет на себе печать личности этого творца.
    ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
    "Помутится и погаснет национальная идея - и народ просто распадется во внешне и случайно объединенное множество индивидуумов, в этнографический материал."
    (И. Я. Данилевский)
    Государственная идеология - это система взглядов и идей, раскрывающая содержание целей и задач развития страны. В устойчиво развивающихся современных странах государственная идеология - это национальная идея общества. Причем, национальная идея всегда имеет корни в традиционной религии государствообразующей нации, проявляется в обычаях, нравах, традициях и т.п., ее узнаваемый символ обычно выражается в двух-трех словах: Свободная Америка, Мать Германия, Русь Святая и т.д. Идеология меняется по мере достижения целей на этапах развития, а стержень национальной идеи неизменен, так как его потеря, исторически неизбежно ведет к потере народом статуса государствообразующего и ассимиляцией в недрах конкурирующего народа и народов.
    МИФ О ВРЕДЕ НАЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ
    Этот миф активно пропагандируется как извне, так и внутри страны прозападными политиками. Предлогом обычно служит критика тотально идеилогизированного советского общества. Однако коммунистическая идеология была по сути псевдо-религиозной догмой, а КПСС имела все признаки тоталитарной секты: догматическое учение, обожествленный вождь и его мощи, специальные молитвенные места и т.п. Такая идеологизация общества была необходима КПСС для искоренения православной национальной идеи, которая мешала претворению в жизнь идеи всемирной коммунизации. Это была первая попытка установления мирового правительства руками не ведавшего о том русского народа, сейчас реализуется вторая, но уже на основе иной идеологии и с другой территории. Таким образом, очевиден вред не государственной идеологии как таковой, а лишь той, которая противоречит национальной идее государствообразующего народа, что хорошо подтверждается на примерах краха фашистской Германии и коммунистического СССР.
    МИФ ОБ ОТСУТСТВИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ У ВЫСОКОРАЗВИТЫХ СТРАН МИРА
    Формально так и есть, по сути - совсем наоборот. В этих странах у власти попеременно находится одна из двух-трех конкурирующих партий со сходным пониманием национальной идеи и стратегических целей развития, но с различными взглядами и программами по достижению этих целей. Таким образом, государственная идеология здесь присутствует в виде программы правящей партии и традиционного мировоззрения нации.
    ИДЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
    Тоталитарная коммунистическая идеология не позволяла вырасти на национальной почве конкуренту, поэтому после скоропостижной смерти КПСС образовался вакуум, куда устремилась нечисть со всего света. Чужеродные секты и конфессии, маги и волшебники, при попустительстве властей, повели массовую пропаганду через государственные и негосударственные СМИ. Беспредел был остановлен после многолетних протестов Русской Православной Церкви, а также деятелей науки и культуры. Но за умы и души россиян ныне борются идеологи американского и западноевропейского образа жизни, а также католики, протестанты, экстремистские секты христианского и исламского толка. В этом противостоянии (как части общемировой конкуренции культурных цивилизаций - западной, православной, исламской, иудейской, восточной) из всех институтов государства и общества, пожалуй, только РПЦ удается отбить внешнюю экспансию.
    Отметим, что именно состояние человеческих душ является первичным признаком конкурентоспособности современного государства, а материальные ресурсы, размеры территории, армия и т.п. - вторичны.
    Исключительная способность к аккумулированию мировых интеллектуальных ресурсов позволила США вначале стать лидером капиталистического лагеря, а затем, на рубеже 60-х годов XX века, открыть постиндустриальную (информационную) эпоху развития. Американские аналитические центры (общественные, государственные, корпоративные), вооруженные передовой компьютерной техникой и информационными технологиями, получили возможность формировать информацию глобального характера и на этой основе получать комплексную (многофакторную) картину развития объектов исследования и рассчитывать ее вариантность на длительную перспективу. Политика глобального открытого информационного пространства имеет одностороннюю направленность (польза ее организаторов), так как страны, не развитые индустриально (немодернизированные), способны в этом пространстве играть лишь пассивную роль информационных доноров. По мере распространения в мире ИТ, США стали утрачивать доминирующее положение в глобальном информационном пространстве. Однако сохранение роли одного из генераторов новых ИТ и организаторов общемировой информационной системы позволяет им своевременно корректировать стратегию своего государственного развития. Например, администрация президента Клинтона инициировала разработку новой общенациональной программы образования, реализация которой способна избавить США от зависимости в импорте мозгов и обеспечить лидерство в постиндустриальной эпохе еще на 50 лет.
    Теперь мы можем правильно ответить на ключевые вопросы. Во-первых, почему еще в период своего расцвета в начале 60-х годов СССР был обречен? Ответ очевиден. Политика КПСС с началом усложнения комплексности ведения народного хозяйства стала проигрывать в скорости и качестве решений проблем своему основному конкуренту, вооруженному передовыми ИТ, Во-вторых, Россия, в отличие от Китая, не смогла отказаться от западного троянского коня - идеологии либерализма, сдобренной дешевыми кредитами и гуманитарной помощью. Китай во время кризиса коммунистической идеологии сумел заменить ее традиционным конфуцианством. Данный пример наглядно подтверждает, как утрата национальной идеи способствует гибели государства, а ее обретение - возрождению.
    Либерализм - типовая идеология, предлагаемая Западом развивающимся странам на кризисном этапе их развития. Поэтому последствия его сходны для всех этих стран, в том числе и для России, о чем свидетельствуют последние десятилетия. Развитые страны поставляют нам по высоким ценам продукцию своей культуры (произведенные трудом человека ценности), а вывозят по низким ценам капитал (исходный материал для производства продукции) - "мозги", сырьевые, интеллектуальные, финансовые ресурсы и т.п., что приводит к многократной разнице уровня жизни у нас и у них. Эта модель создана на высоком интеллектуальном уровне и постоянно совершенствуется, поэтому власти развивающихся стран, как правило, вынуждены следовать ей, даже понимая бесперспективность такой политики. Разработка национальной идеологии развития будет успешной, если трансформирует собственный исторический опыт, с учетом тенденций развития мировой цивилизации, для чего вначале необходимо снять очки чуждого мировоззрения. Тогда предшествующий этап государственного развития предстанет совсем в ином свете.
    ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
    Лучше всего учиться на чужих ошибках, но раз уж судьба вывела нас в лидеры тупикового развития, необходимо оценить и использовать наш горький опыт в полной мере. Очевидно, что если общество уже сделало свой духовный выбор, найдя его истоки в традиционных для каждого из российских народов религиозных нравственных ценностях, то во властной элите все еще идут только разговоры о том, нужна ли государству идеология? Эти разговоры лишены оснований, если народом выбор сделан в пользу развития национальных духовных традиций. Оценка опыта дореволюционной России не сложна, так как этот период объективно освящен в трудах православных историков, философов, государственных деятелей, в отличие от периода коммунистического правления, когда ложь и искажение исторической действительности были присущи политике КПСС. Бытующие ныне две противоположные оценки советского периода со стороны коммунистов (материалистическое мировоззрение) и демократов (западное мировоззрение) не позволяют видеть истинную картину. Видимо, пришла пора оценки с позиций православного мировоззрения. Тогда 1917 год предстанет кульминацией более чем полувекового идейного противостояния западников (марксистского толка) и почвенников (монархистов), где победу первых обеспечило нравственное разложение правящей элиты и интеллигенции, объединенных атеистической идеологией революционных преобразований. При этом все годы испытаний простой народ оставался хранителем веры, что выявила перепись населения СССР 1936 года, когда две трети населения заявили себя верующими. Примерно такие же цифры показывают социальные опросы сегодняшнего времени, это скорее заслуга генетической памяти от православных предков, чем наше усердие в духовном образовании. И именно эта крепость народного духа позволяет стране 85 лет удержаться на краю пропасти в условиях постоянных нашествий как внутренних, так и внешних врагов. И нынешнее наше иго, пожалуй, покруче татаро-монгольского. Те враги брали дань материальными и людскими ресурсами, а нынешние еще и душу хотят вытрясти. Необходимо также осмысление идеологической составляющей деятельности руководителей страны коммунистической эпохи, т.к. каждый из них не являлся случайным в этом кругу, а был целенаправленно востребован на определенном историческом этапе для разрешения проблем общественного и государственного развития.
    Для начала, пора освободить личность В.И. Ленина от ярлыка великого государственного деятеля, так как сам себя он считал могильщиков самодержавия и богоборцем, а Россию рассматривал как плацдарм развертывания мировой революции. Такие "достоинства" более соответствуют званию разрушителя Государства Российского. Хотя в период разрухи он разрабатывал гениальные антикризисные решения, которые и для нынешней власти могут быть примером, но наднациональная идеология его политики закладывала мину под будущее России. Но мифический Ленин был и остается выдающимся идейным вождем угнетенных масс всего мира, которые выбирают революционный путь перераспределения собственности и захвата власти.
    Как ни странно, с 1922 по 1953 год под вывеской марксизма-ленинизма реализовывалась противоположная, по сути, идеология, она была сформулирована лишь в голове вождя и в свое время получила название "культ личности Сталина". Раскрыть ее содержание поможет простая констатация фактов. К 1937 году была восстановлена самодержавная система управления государством в самом жестком варианте, что закрепило окончательную победу сталинской идеологии национал-коммунизма, которая востребовала культурно-историческое наследие Руси, правда, в избирательном варианте. За 15 лет (1922-1937 г.) были физически истреблены активисты ленинской идеологии интернационал-коммунизма. К 1946 году территория Российской империи была практически восстановлена, а с учетом зависимых прокоммунистических стран и значительно расширена. В 1943 году получила некоторую поддержку Русская Православная Церковь. После войны Сталин продолжил борьбу с противниками государственной идеологии, развернув репрессии против космополитов - проводников западной идеологии. Критики Сталина упрекают его в излишней жестокости, но странно было ожидать другой тактики от одного из руководителей террористической организации, ценою массового кровопролития захватившей власть в стране. Слава Богу, что он сумел увидеть угрозу существования России в большевизме и взял на себя неблагодарную роль чистильщика страны от скверны. Уникальность периода господства национал-коммунизма (1937-1953 г.г.) состояла в том, что большая часть населения страны почувствовала себя единой нацией, чего не было с допетровских времен.
    (Продолжение следует)

На главную Оглавление номера Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU