На главную Оглавление номера Главная страница номера

Россия и Европа

Владимир Сергеевич Данилов

    "Европа не признает нас своими... Во всех... разнобразных сферах господствует один и тот же дух неприязни, принимающий, смотря по обстоятельствам, форму недоверчивости, злорадства, ненависти или презрения".
    Можно подумать, что эти строки написаны в наши дни. Единственное, что выдает их давнее происхождение - это слово "Европа". Сегодня мы сказали бы: "Запад". Тем более, что в современном представлении о едином Западе доминирует Америка (точнее, Соединенные Штаты).
    Существуют ли закономерности в отношениях между Россией и Западом? В чем причина враждебности Запада к России? Что такое Европа, Славянство, Россия? Каковы национальные задачи России? Как важны эти вопросы сегодня! Но уже много лет назад поставил эти вопросы и нашел на них ответы русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский. В 1869 году вышла в свет его замечательная книга "Россия и Европа" (подзаголовок - "Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому"). Она имела огромный успех и оказала большое влияние на развитие русской общественной мысли и на историософию 20 века.
    В либеральной, а затем марксистско-ленинской инвентаризации русской культуры Н.Я. Данилевский значится как "реакционер" и "великодержавный шовинист", что в переводе на русский язык означает: православный христианин, монархист и патриот.
    В России 19 века деятели консервативного направления, в отличие от демократов, были не только политиками и идеологами - обычно они трудились на государственной службе, на ниве народного просвещения или в науке. Они строили могущество Империи, умножали богатство и славу России. Н.Я. Данилевский не был среди них исключением. Сын заслуженного генерала, воспитанник знаменитого Александровского лицея, он продолжал свое образование в С.-Петербургском университете, получил степень магистра ботаники. В 1850-х годах Данилевский участвовал в научно-исследовательских экспедициях в различных краях России, в т. ч. на Белом море и в Ледовитом океане. Им было выработано законодательство о рыболовстве в водах Европейской России, действовавшее до 1917 года. В естественнонаучных кругах широкую известность Данилевскому принесла его двухтомная книга "Дарвинизм", в которой он дал глубоко обоснованное опровержение учения Дарвина. Данилевский жил в Крыму, был директором Никитского ботанического сада. Из 46 опубликованных им работ 36 посвящены проблемам естествознания. Но всероссийскую славу ему принес труд историка - "Россия и Европа".
    В самом названии этого труда можно усмотреть вызов. В нем декларируется "разнородность" России и Европы. Но разве Россия - Азия? Разумеется, нет. Но ведь и "Европа" как географическое понятие - условность, некогда обозначенная древними греками. Если Россия относится к Европе, то и Европа относится к России, простираясь до Владивостока, о котором древние греки ничего не знали. Но история научила нас ограничивать понятие "Европа" Европой Западной, враждебность которой к России уходит корнями в разделение древнеримского наследия на католический Запад и православный Восток,
    Православный христианин, Данилевский, поднимая тему о России и Европе, намеренно "вынес за скобки" религиозный фактор, самоочевидный для всякого православного читателя, но как ученый-естественник он объясняет современную ситуацию натуралистически.
    Со времен Карла Великого Запад привык смотреть на "другую Европу", т.е. славяно-византийский, а затем славяно-российский Восток, как на объект экспансии - религиозной, культурной, экономической, военной. В новое время планетарные масштабы приняла агрессия Запада в роли носителя "общечеловеческих ценностей". На смену религиозному прикрытию грабежа и насилия явилась претензия на универсальность и Бесчеловечность западной цивилизации.
    По Данилевскому, видеть в странах Запада авангард человечества, за которым должен тянуться весь остальной мир - пагубная ошибка. У человечества нет единого цивилизационного пути. Нет общечеловеческой культуры, как и общечеловеческой истории. Человечество - абстрактное понятие. Действительность - это народ.
    Данилевский зорко разглядел опасность для мира "всечеловечности" и "универсальности", идущей с буржуазного дехристианизованного Запада. Поэтому Данилевский оставил ему "честь" называться "Европой", противопоставив ему Россию и славянство.
    "Большей клятвы (проклятия - ред.) не могло бы быть положено на человечество, как осуществление единой общечеловеческой цивилизации", - утверждает Данилевский. Он утверждает также, что на смену Западу приходит более молодой славянский мир во главе с Россией, который призван разрешить социально-экономический вопрос и создаст со временем высший, по сравнению с западным, тип цивилизации. Необходимое требование исторического призвания России - стать во главе всеславянской федерации со столицей в Константинополе.
    Книга "Россия и Европа" принесла ее автору громкую славу среди современников, а в советскую эпоху старательное замалчивание. За границей его знали лучше. Н.Я. Данилевский был известен как пионер современной историософии, прямой предшественник Шпенглера и Тойнби. Но для нас он дорог тем, что своим учителем его считал Константин Леонтьев, тем, что он совершил прорыв в русской общественной мысли, что многое, сказанное им о нашей стране и мире, для наших дней поразительно актуально...
    Нашему национальному самосознанию, которое пока только еще "учится ходить" необходимо усвоение уроков Данилевского. Его великая книга должна обрести вторую молодость.

На главную Оглавление номера Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU