На главную Оглавление номера Главная страница номера

О посте

    ОЧИСТИМ СЕБЯ ПОКАЯНИЕМ Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября - дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
    Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, не столь строги, как в Великий и Успенский посты: разрешается вкушение рыбы (кроме среды и пятницы), а также в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники. Со 2 по 6 января пост усиливается, и в эти дни рыба не благословляется.
    КАК ПРИУЧИТЬ СЕБЯ К ПОСТУ
    Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост - аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в пост постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны - злятся на всех и на все, и пост скоро делается для них невыносимым, они перестают поститься. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к нему не слеша, внимательно, не разом, а постепенно - мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: "да не отягчаются сердца ваши объядением и пианствам". Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.
    КАК ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ ПОСТОВ
    По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты - к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости, надежде, посты - к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты - предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив - сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.
    Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью.
    Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием и воздержанием от страстей, пороков, искоренением злых дел, прощением обид, воздержанием от супружеской жизни, исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: "Постящиеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая (душа твоя), и уподобится злым демонам, никогда не ядущим".

На главную Оглавление номера Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU