Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание

№3 2001

Неси Крест свой…

Наталия Евгеньевна СУХИНИНА

 

 "Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в Крест Христов",

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

По дороге из портового города Хайфа, уже почти на въезде в Иерусалим, есть небольшая обитель со странным, на первый взгляд, названием - монастырь Честного Креста. В алтаре монастырской церкви, под самым престолом, есть небольшое отверстие, соединяющее храм с подземной пещерой. Здесь росло то самое дерево, из которого был изготовлен Крест для распятия Спасителя. Говорят, что еще ветхозаветный Лот посадил на этом месте три саженца - сосну, кипарис и кедр. Они-то, саженцы эти, и проросли в "трисоставное" древо, вознесли на себе страдальческое тело Искупителя мира.

Но что стало с Крестом потом? Нет об этом упоминаний в Евангелии. Но есть церковное предание, что иудеи сделали все возможное, чтобы утаить место распятия от христиан. С одной стороны - злое дело, а с другой - промысл Божий. Много известно нам ситуаций, когда Господь зло направляет на добро. Иудеи засыпают землей утес, а вместе с ним и три креста - Спасителя и двух разбойников. Сменившие иудеев язычники пошли еще дальше. На засыпанном холме, на Голгофе, они воздвигли идолов. Итак - зло к добру.

Иначе (представить страшно) останься Крест на Голгофе, он мог обагриться кровью какого-нибудь преступника, бандита. Трисоставной крест оказался надежно погребенным под землей. До срока.

Когда же пришел этот срок? А пришел он уже в IV столетии по Рождестве Христовом. Император Константин, тогда еще язычник, подступал с войском к Риму, как вдруг увидел на небе крест и слова вокруг него: "Сим победиши!" Устрашились воины и сам Константин. Ведь римляне считали крест позорным орудием казни, а значит, дурным предзнаменованием. Но недолго заблуждался Константин. Вскоре явился ему Господь и повелел на полковом знамени начертать крест и с ним смело идти на врага. Мать Константина, царица Елена, была уже к этому времени христианкой. Говорят, молитва материнская творит чудеса. Может быть, и здесь по слезным материнским молитвам Господь вразумил "убежденного язычника". Константин принимает христианскую веру, распространяет ее, строит храмы, несет слово Божие в погрязший в язычестве мир, христианство становится государственной религией Римской империи. Елена разыскивает Крест, на котором был распят Спаситель. После долгих поисков находит и разрушает языческое капище там, где была Голгофа, и находит под ним три креста. Какой из них Господень? Приложили к крестам умирающую женщину. Лишь коснулся его Господень крест, она исцелилась. Приложили умершего - и он воскрес! Патриарх встал на возвышенное место и воздвиг Крест Спасителя. С тех пор и отмечается этот день 27 сентября (14 сентября по старому стилю) как праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. А случилось сие чудесное событие в 326 году. Уже с тех, таких далеких для нас, времен познали язычники и иудеи силу Креста Животворящего, исцелялись крестом, молились перед крестом, носили его на теле. Уже они, древние наши предшественники, не смели называть Крест Христов орудием позорной казни, он стал Животворящим и Честным и из орудия казни превратился в орудие нашего спасения.

На месте, где был найден Крест, святая Елена соорудила церковь Воскресения Христова, где находится пещера погребения пречистого тела Спасителя - Гроб Господень и место Его распятия - Голгофа, много других, дорогих каждому православному сердцу святынь. Сюда устремляются тысячи, десятки тысяч паломников, чтобы припасть к святому месту и открыть сердце для щедро посылаемой благодати. Затем Крест был увезен, пленен иноверцами и вновь возвращался в Иерусалим. Сейчас часть Креста, с которого начался отсчет от смерти в жизнь, хранится в Иерусалиме, а небольшие частицы его разошлись по всему православному свету. В Афонских обителях, и на Кипре, и в том самом монастыре Животворящего Креста, что на пути из Хайфы в Иерусалим, и в нашем Отечестве в обителях монастырских и в алтарях церковных.

Есть такое выражение: "Нести свой крест". И здесь в праздности богоборческого ума часто "подлавливают" атеисты верующих простецов: крест - это страдание. Нести крест - значит страдать. Типичное заблуждение! Как знакомо оно нашим священникам, как часто приходят к ним благополучные жизнелюбцы в поисках одного и того же ответа во все времена - и коммунистические, и перестроечные, и демократические. Почему нет в душе мира? Все есть, всего навалом, а мечется сердце, чего-то не хватает ему, а чего? Не хватает смирения в нашем "крутом" сердце.

Постов бояться!.. Да это же радость какая - послужить Тому, Кто на Крест взошел ради нас, всех вместе и каждого в отдельности. Это же праздник - пост. Ведь только в розовом детстве остаться без сладкого было неутешным горем и несправедливым наказанием.

Службы долгие? Господу, опять же за нас (!) распятому, возносим мы свои молитвы. А скучно нам по нашей же вине. Иззеваемся мы на концерте симфонической музыки, если до него довольствовались только "юбочкой из плюша". А в богослужении в каждом возгласе диакона, в каждом его слове - великий смысл. Приоткройте для себя тайну сию - и откроется вам - радость большая, светлая, желанная.

Со светом душевным несли свой крест святые люди. Иногда читаешь в Житиях и, Господи прости, не веришь - неужели можно было вынести все муки, изощренные издевательства и пытки гонителей христиан всех времен и народов? А они страдали - с радостью. Оказывается, это возможно в христианстве - соединить несоединимое.

Роптать на свой крест - грех. Нести свой крест - не подвиг. Отказываться от своего креста - мерзость перед Господом, ведь Он от своего не отказался.

Мы все крещены и все носим на себе маленький нательный крестик. Часто спрашивают: а какой крестик лучше купить? Глаза разбегаются, каких только нет сейчас в иконных лавках!

У нас в России чаще других встречается восьмиконечный православный крест, наиболее соответствующий исторической достоверной форме Креста, на котором был распят Христос. Но "крест всякой формы - есть истинный крест" - учит нас святой Феодор Студит. Вот это и запомним, дабы не запутаться в обилии и разновидностях крестов.

И еще об одном. Есть ли у вас дома игральные карты? Так вот, карты - не что другое, как орудие бесообщения. Все четыре картежные масти - это не что иное, как крест Христов вместе с другими священными и дорогими для каждого православного предметами - копьем, губкой и гвоздями. Всем, что стало орудиями страданий и смерти Спасителя.

Ах, эта безобидная игра в "дурака"! Убить время, расслабиться, поддержать компанию. Вот карта с изображением креста-трилистника. Креста! Ему поклоняется полмира: а мы небрежно швыряем ее (прости, Господи) - "Треф!". А что такое "треф" в переводе с идиш? - "Нечисть". Да-да, нечистью мы своим нечестивым языком называем крест... И если мы - христиане, давайте вспомним, не завалялась ли где-то в наших пыльных загашниках замусоленная или новенькая колода карт. Брезгливо возьмем ее и отнесем на помойку и руки вымоем чисто-чисто. И покаемся на исповеди: грешны.

И еще: не будем выставлять напоказ свой нательный крестик. Он и нательный потому только, что носится на теле, от чужих глаз подальше...



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU