Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание

№3 2001

Великим постом…

Протоиерей Сергий ЧЕТВЕРИКОВ + 1944 г.

 

 Многие считают, что христианство - это сплошной запрет, сплошной отказ от всего, что нас привлекает. Это неправильно! Православие - это религия свободы, но проповедует любовь, милосердие, правду. И все Православие заключается в том, чтобы не делать другому того, чего себе не желаешь. Этот главный принцип должен тать основой религиозной жизни каждого православного.

 

О ПОСТЕ

 

Пост - это самое древнее церковное установление. Первая заповедь, данная первым людям в раю, была заповедь о посте. Постились ветхозаветные праведники, постился св. Иоанн Предтеча, и, наконец, Господь наш Иисус Христос постился сорок дней перед выступлением на проповедь, по примеру чего установлен и наш сорокадневный Великий Пост.

Несмотря на все эти примеры, несмотря на то, что пост всегда существовал в Православной Церкви, многие тяготятся постом и считают его лишним, ненужным, а потому и не соблюдают его. Они говорят: "Зачем пост? Не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что из него выходит, то есть дурные желания сердца; с ними и надо бороться, а не изнурять свое тело постом".

Рассуждающие так напоминают больного, который на предложение принимать лекарство говорит: "Зачем мне принимать это лекарство? Ведь мне не лекарство принимать нужно, а нужно выздороветь". Этот больной забывает, что лекарство для того именно и дается ему, чтобы он выздоровел...

Какое же значение имеет пост для здоровья души? Как известно, пост прежде всего выражается в переходе с более питательной мясной пищи на менее питательную рыбную, а иногда на еще менее питательную растительную и, наконец, даже на сухоядение: этот переход с одного рода пищи на другой предписывается Церковью не потому, что она один род пищи считает чистым, а другой не чистым: всякая пища чиста и благословенна Богом! И не потому даже, почему так называемые вегетарианцы отказываются от мясной пищи, то есть - из чувства жалости к животным тварям или от сознания большей полезности растительной пищи. Переменою пищи Церковь имеет в виду ослабить чувственность и дать перевес нашему духу над нашей плотию. Переходя с более питательной на менее питательную пищу, мы делаем себя более легкими, подвижными, более способными к духовной жизни.

Говорят некоторые, что постная пища вредна для здоровья. Это неверно. Для здоровых она не вредна. Кому же, по слабости здоровья, необходимо усиленное питание, тому и Церковь разрешает облегчение от поста. Ибо она имеет в виду не изнурение нашего тела, а лишь ослабление нашей животной чувственности.

Перемена пищи, предписываемая Церковью в пост, имеет для нас еще и то значение, что дает нам возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками и победу над ними. Переход со скоромной пищи на постную нам неприятен. Но, побеждая это неприятное чувство и подчиняя себя уставу Церкви, мы себя дисциплинируем, проявляем власть свою над своими привычками и вкусами, а это очень полезно.

Мы еще более оценим значение поста, если вспомним, что пост состоит не только в том, чтобы заменить скоромную пищу постною, но и в том, чтобы ограничивать себя в излишествах и прихотях, например, меньше спать, удерживаться от лакомств, от курения табака.

Наконец, Церковь требует от нас и духовного поста. Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний.

По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорил так: "Ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь простить обиду твоему врагу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать - воздержись и т.д. Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотнее помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее и т. п. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою - только имей охоту трудиться!"

 

СМЫСЛ ИСПОВЕДИ

 

Чтобы ясно представить себе значение исповеди, обратимся к рассмотрению нашей внутренней, душевной жизни.

Внутри нас постоянно борются как бы два существа - доброе и злое. И вот истинная христианская жизнь начинается в нас лишь тогда, когда мы сознательно становимся на сторону доброго существа и стараемся победить злое.

Пока мы относимся к своей внутренней жизни беспечно, даже не различая хорошенько в ней добра и зла, и пассивно отдаемся своим желаниям и влечениям, каковы бы они ни были, не производя им никакой оценки, до тех пор мы еще не живем христианской жизнью. И только тогда, когда мы болезненно ощутим свои недостатки, когда мы осудим самих себя и захотим обновления, только тогда мы вступаем на путь христианской жизни.

Мы знаем, что Иисус Христос принес на землю святую жизнь. Эта святая жизнь, при посредстве Церкви и святых таинств, сообщается людям. Исповедь есть таинство святого покаяния. Она установлена для того, чтобы через нее мы очищались от всей своей греховной скверны.

Устанавливая это таинство, Иисус Христос сказал своим ученикам: "Примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20,22-23). И доныне пастыри христианской Церкви, по данной им от Господа власти, отпускают грехи кающимся, а благодать Святаго Духа очищает сердце их.

Таким образом, исповедь - это не какой-то непонятный, неизвестно почему существующий обычай, который надо почему-то слепо исполнять, а это есть чрезвычайно важное и крайне нам необходимое средство нравственного оздоровления и исправления, отвечающее самым необходимым требованиям нашей собственной нравственной природы.

Уклоняться от исповеди - это все равно, что, страдая какой-нибудь телесной болезнью и зная верное от нее лекарство, по небрежности или лени не пользоваться этим лекарством и таким образом запускать болезнь.

Наши грехи являются для нас душевной болезнью. Лекарство нам от этой болезни указано. Не пользоваться этим лекарством - это значит не желать расстаться со своей духовной нечистотой и накоплять ее в себе...

 

КАК НУЖНО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ

 

Исповедоваться нужно в присутствии духовника.

Не желающие исповедоваться говорят иногда: "Зачем это нужно рассказывать свои грехи священнику? Разве Бог и без того не знает наших грехов? И разве Он не может простить нам их без исповеди?"

Исповедовать свои грехи, то есть пересказывать их перед священником, необходимо не потому, что иначе они останутся неизвестными Богу, а потому, что это полезно и необходимо для самого кающегося.

Наше чистосердечное исповедание грехов пред священником показывает прежде всего нашу искреннюю готовность осудить себя за эти грехи. Кто имеет решимость высказать пред духовником свой грех, чтобы исцелиться от него, тому, очевидно, этот грех стал уже неприятным, стал ему чужим.

Никогда человек не осудит сам в себе своего греха с такой искренностью и ясностью, как он осуждает его, высказывая его духовнику.

Как готовиться к исповеди?

Мы обыкновенно живем в такой суете, что нам бывает очень трудно сосредоточиться на своем внутреннем душевном состоянии и сильно почувствовать свою греховность. Чтобы помочь нам в этом, Церковь установила перед исповедью говение, которое состоит в том, что мы на несколько дней оставляем свой обычный образ жизни, постимся, утром и вечером посещаем богослужение, читаем духовные книги...

Что читать в дни говения? Лучшим чтением для этого времени являются сочинения епископа Феофана, например, "Путь ко спасению", "Мысли о покаянии", "Что такое духовная жизнь" и др., сочинения епископа Игнатия Брянчанинова, Тихона Задонского, Иоанна Златоуста; для иных, может быть, "Лествица" святого Иоанна Лествичника, книга Аввы Дорофея и др.

Главное внимание наше в это время должно быть обращено на то, чтобы мы живо чувствовали великую любовь к нам Божию и нашу виновность пред Богом. Поэтому следует почаще молиться словами царя Давида: "Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости! Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего святаго не отыми от мене. Сердце чисто созижди во мне, Боже" и т. п. Самоосуждение - вот первое и главное, с чем мы должны прийти на исповедь.

Нужно вспоминать Давида, по ночам омочавшего свою постель слезами, грешницу, омывавшую слезами ноги Спасителя, блудного сына, возвратившегося к отцу, апостола Петра, всю жизнь оплакивавшего свое отречение, преподобную Марию Египетскую и тому подобные примеры. Они возбуждают в душе покаянное чувство, они удаляют беспечность и легкомыслие - самых страшных врагов надлежащей исповеди.

Бывает иногда, что совесть наша сразу указывает нам все наши духовные язвы. Это бывает тогда, если наша совесть достаточно чутка или если мы совершили какой-нибудь особенно тяжкий грех.

Но иногда наша совесть молчит. Люди невнимательные, не придающие исповеди серьезного значения, "отбывающие" ее легкомысленно, так и приходят на исповедь, не зная, в чем каяться. И когда духовник обратится к ним с вопросом, чем они чувствуют себя грешными, они обыкновенно отвечают: "Особенно ничем. Грешен, как и все люди, делом, словом и помышлением".

Ответ этот совершенно недостаточен. Он показывает, что такие исповедники или не имели времени, или поленились поглубже вникнуть в себя, а потому и не заметили в себе ничего особенного. Они не сделали испытания своей совести, которое каждый легко может сделать, проверив себя по заповедям Божиим. В заповедях ясно указаны обязанности человека. Не может быть, чтобы нашелся человек, никогда не нарушивший чем-либо той или иной заповеди. При внимательном рассмотрении своей совести эти нарушения обнаруживаются.

Исповедовать нужно не только особенные грехи, как некоторые ошибочно думают, но всякую вообще нечистоту души, и искренно сознающий эту нечистоту иногда сильнее скорбит о маленьком проступке, нежели другой легкомысленный человек - о тяжком преступлении. Тяжесть греха в значительной степени определяется чуткостью нашей совести.

Исповедь должна быть вполне чистосердечною. Радоваться тому, что духовник не спросил грехов, могут только люди, не имеющие никакого понятия о цели исповеди. Ведь если грех утаен, не высказан на исповеди, то это значит, что он в нас остался...

Чистосердечной исповеди мешает иногда ложный стыд - язык не поворачивается признаться в постыдном грехе. Чтобы преодолеть этот ложный стыд, надо твердо помнить, что мы исповедуемся не перед священником, а перед Богом, Которому все равно это грех известен. Надо иметь страх Божий! Пусть этот страх заставит нас преодолеть свой стыд пред духовником!

 

О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ

 

Исповедь кончена. Все нечистое выметено из души вашей. Душа чиста и убрана. Это много, очень много! Это великий дар Божий! Но это еще не все, что необходимо христианину.

Исповедь - это лишь первая ступень в деле нашего духовного обновления. Недостаточно только иметь душу, чистую от греха. Надо воспринять в себя Божественную, святую жизнь, приобщиться Богу, без чего невозможна наша духовная крепость и бодрость, невозможно делание добра, невозможно доброе направление мыслей, желаний и чувств. Иисус Христос говорит своим ученикам: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15,4-6).

Без Бога мы - ничто. Бог же, пребывающий и действующий в нас, - Он творит через нас все доброе. Вот почему необходимо таинство святого причащения.

Иногда мы не понимаем великой важности этого таинства. Нашей грешной душе кажется более понятным и более необходимым таинство покаяния, но это потому, что мы слишком мало еще живем духовной жизнью и еще не сумели опытно ощутить всю великую спасительность и жизненную необходимость святого причащения.

О значении для нас этого таинства так говорит Спаситель: "Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни: ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6,53-56).

Каждый из нас понимает, как хорошо быть под защитою Сильного, Могущего оградить нас от всякой обиды; как приятно быть с существом Добрым, Вливающим в нашу душу смягчающее и радующее нас чувство доброты; как приятно быть с существом Разумным, Просветляющим нашу мысль и сообщающим ей новые, разумные понятия; как приятно, наконец, быть и с существом Крепким, Утверждающим нашу волю в добрых навыках. Великую отраду испытывали святые апостолы, чувствуя себя ограждаемыми и поддерживаемыми всесильною любовию своего Небесного Учителя! Все это мы и получаем в великом таинстве святого причащения, в котором Господь Иисус Христос незримо, под видом вина и хлеба, нисходит в душу нашу и тесно с нами соединяется, пока мы сами снова не отделим Его от себя изменою Ему.

Для установления таинства святого причащения Господь избрал самый святой, самый трогательный момент своей земной жизни, Тайную Вечерю, когда, обращаясь к Своим ученикам и благословив хлеб, подавая им, сказал: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и, (благодарив), подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов" (Мф. 26, 26-28). Первые христиане так сильно желали быть в постоянном внутреннем союзе со своим Господом, что причащались каждый воскресный день.

Будем и мы дорожить этим таинством и приступать к нему с великою охотою и радостью, но вместе и со страхом, чтобы не оказаться недостойными причастниками.



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU