Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Содержание

№1 1997

Шейх Мансур: миф и человек

 

 В репортажах из Грозного в последнее время все чаще можно услышать имя Шейха-Мансура - площадь им. Шейха-Мансура, аэропорт им. Шейха-Мансура (бывший Северный) и т. д. Так кто же такой этот легендарный деятель, память которого пользуется столь подчеркнутым уважением в современной Чечне?

 

Прошлое появившегося на Кавказе в 1785 г апологета направленного против России воинственного течения мюридизма, под знаком которого проходили бесчисленные восстания горских народов, покрыто весьма густым мраком. Современники считали его российским подданным - из числа оренбургских татар, по чеченской легенде, он, конечно же, - чеченец Мансур из села Алды.

Но еще в конце прошлого века в Италии были обнаружены дневники и письма Шейха-Мансура. Из них стало известно, что он ни кто иной, как итальянский уроженец Джованни Батиста Боэтти, из семьи юриста. Пылкий юноша, по праву занявший место в ряду выдающихся авантюристов своего времени, рано покинул отчий дом, путешествуя по Европе. Побывал он и врачом, и солдатом, и доминиканским монахом.

Увлекшись ригористским учением Савонаролы, Боэтти пытается проповедовать и сам. Одна из первых его проповедей в Венеции, направленная против девиц легкого поведения, заканчивается безобразной дракой и тюрьмой. При этом возникшую потасовку девицы объясняли нежеланием монаха оплатить им соответствующие услуги. Высланный со скандалом из Венеции, Джованни оказывается на Кипре. Здесь он вновь попадает в тюрьму, уже турецкую, за неосторожные слова о пророке Мухаммеде. В последующих странствиях судьба забрасывает его вплоть до Санкт-Петербурга, в котором он умудрился попасть на аудиенцию к всесильному Григорию Потемкину и предложить ему план завоевания Константинополя.

Всюду непонятый и полностью разочаровавшийся в христианских правителях Джованни возвращается на Восток в сопровождении француза Клеопа Гевено, неаполитанца Камило Рутиглиано и ближайшего своего сподвижника Самуила Гольденберга из Германии. И здесь с ним происходит чудесная метаморфоза - исчезает ревностный доминиканский проповедник и вот в 1785 году в горах Курдистана появляется страстный мусульманский пророк Мансур. Невиданные здесь молитвенная истовость, благочестие и красноречие привлекают к нему со всех сторон толпы верующих. Составив из них более или менее боеспособный отряд примерно в сто человек, силы которого, однако, постоянно возрастали, Мансур начинает громить окрестные турецкие гарнизоны, мстя, видимо, за кипрские обиды. Примерно в это же время он пишет в одном из своих писем отцу: "Если угодно Богу, я увижу падение Константинополя, а за ним и падение папского Рима, так как папа римский, константинопольский муфтий и шериф Мекки - одинаковые невежды и обманщики, слепые вожди слепцов. Придет время и погибнут все Вавилоны".

Но вот Мансур решает оставить в покое турок и по наущению то ли своих ближайших сподвижников, то ли сил и вовсе находившихся далеко за пределами Кавказа, перебирается в российские пределы. Здесь его проповеди и воинственные призывы находят наиболее благодатную почву среди весьма склонных к архаичной героике и исламскому мистицизму чеченцев. В опоре на них задумывает он создать единое горское воинство. Активность Мансура простиралась от Кизляра близ Каспия до Анапы на Черном море. Но все понапрасну! Не перевелись тогда еще богатыри на Руси! В Анапской крепости, взятой штурмом в 1791 г. генералом Гудовичем, он и был пленен.

Пленника привезли в Царское село, где тогда находился двор. Рассказывают, что его специально водили около дворцовой колоннады взад и вперед под окнами, чтобы на него могла полюбоваться матушка Екатерина. Далее путь нашего героя лежал в Соловецкий монастырь, туда, где успокаивались духом многие гордецы. Отсюда 15 сентября 1798 года он направил и последнее письмо с просьбой о прощении своему престарелому отцу. Подписано оно именем "Джованнп Батисты Боэтти, проповедника".

Таков вкратце жизненный путь знаменитого на Кавказе Шейха-Мансура.

Л.Д.

 

P.S. Католик, став мусульманином, помогает Чечне

Получив католическое богословское образование в Кракове в 1980-е годы, Мацей Яхимчик переехал в Англию, где основал Институт польско-еврейских исследовании. Главной целью института было преодоление барьеров между поляками и евреями. В 38 лет Яхимчик принял мусульманство и новое имя Мансур - в честь чеченского национального героя шейха Мансура. После падения коммунистов Яхимчик вернулся в Польшу и стал банкиром. Он часто ездил по делам в Россию и в ходе этих поездок сблизился с чеченцами. После того как началась чеченская война, Яхимчик перебрался в Стамбул, занимаясь координацией помощи Чечне. "Раньше я думал, что суфизм - это что-то из прошлого, - говорит Яхимчик. - Теперь я понимаю, что он был основой сопротивления чеченского народа русским захватчикам на протяжении целых двух веков".



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов
 

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU