Александр Cегень - НЕРАЗЛУЧНЫЕ

Архив: 

Поругание и разрушение семьи – одна из самых главных забот врага рода человеческого. Никогда ещё он не преуспевал так в этом деле, как в XX веке, особенно в его второй половине, когда на Западе свершилась так называемая «сексуальная революция». Оттуда пагуба докатилась и до наших земель.

 

8 июля 1228 года, 780 лет назад в один день скончались святые Пётр и Феврония Муромские.

И у нас стали появляться «свободные семьи», то есть такие, в которых супруги дают друг другу свободу: сегодня у тебя один партнёр, завтра – другой. И при том говорят: «Мы не в каменном веке живём, не при феодализме, мы ушли дальше в своём развитии». Свобода разврата – это и есть прогресс?

В результате такого «прогресса» мы имеем уродливые семьи, несчастных страдающих детей, становящихся лёгкой добычей для наркомафии. Изгнано из русского языка самого понятия семьи. Вокруг нас царят одиночество, распущенность, деградация личности и детей, и взрослых.

История знает немало примеров чистой и верной супружеской любви. Сказание о святых Петре и Февронии – одно из самых ярких, трогательных, упоительно светлых. Вроде бы, и не собирались они становиться мужем и женой, да вот – свела судьба. И оказалось, что это Божие предначертание. Бог свёл их ради настоящего счастья.

Счастливые семьи – там, где люди осознают Божий Промысл. Несчастные – там, где не понимают, Для чего живут, всё ждут, что явится им сама собой какая-то мифическая «любовь». И, мол, она-то и будет настоящая… Хорошо ещё, если в конце-концов приходит к ним осознание Божиего Промысла. А ведь зачастую такие семьи разваливаются, и это – трагедия.

Вспоминается мне история одной современной семьи. Муж, жена, дети. Но у жены был «пунктик»: она считала, что долго любить одного и того же человека невозможно, что должна у неё появиться ещё некая любовь с большой буквы, ради которой человек способен бросить семью. И даже более того – обязан бросить, раз уж явилась такая любовь. И вот ей встретился человек, с которым, как она полагала, у неё и будет великая любовь. Она ушла от мужа и детей. Два года жила с другим, покуда тот не нашёл себе любовь с ещё более большой буквы. Женщина та так была потрясена, что стала одержимой. Муж и дети приняли снова в свою семью, терпеливо прощали всё, возили по святым местам. И всюду, где они прикасались к святыням, злой дух кричал из женщины мужским страшным голосом. Если говорили при ней слова о христианской любви, из нутра одержимой тотчас кричал «некто»: «Любовь? Вы не знаете, что такое любовь!».

Свят, свят, свят… Огради нас, Господи, от подобных ужасов!

Лучше обратим свои взоры на свет, исходящий от святых Петра и Февронии Муромских!

Неслучайно создатели сильных государств в первую очередь стремились к возрождению крепости семей своих подданных. Слава Богу, после чудовищных 90-х сейчас правители России, наконец-то, поняли, что если мы хотим сохранить государство, надо развивать и укреплять его главную опору – семью.

В XVI веке, когда Россия только что пережила Смутное время, эта проблема так же волновала умы людей, не желавших распада страны. Именно тогда появилось выдающееся художественное произведение монаха Ермолая-Еразма «Повесть о житии Петра и Февронии Муромских».

Князь Пётр и супруга его Феврония жили в конце XII – начале XIII веков и, как сказано, «скончались в один день 25 июня 1228 года» (по григорианскому календарю – 8 июля). В житиях святителя Димитрия Ростовского им посвящена одна страничка, где написано, что они происходили из благочестивых родов, поженившись, отличались особенным целомудрием, строго постились, помогали бедным, дожили до «маститой старости», перед кончиной приняли монашеский постриг, Пётр под именем Давида, Феврония под именем Евфросиния. «Честные тела святых князя и княгини с торжеством проводили все жители города и похоронили их в одном гробе в городе Муроме. Святые и до сего дня чрез честныя мощи свои совершают во славу Божию чудеса тем, кто с верою обращается к ним».

Редкий случай, когда обои, муж и жена, – святые, лежащие в едином гробе!

Куда более богата деталями повесть, написанная Ермолаем-Еразмом. В ней Феврония и Пётр – из разных сословий. Он – брат Муромского владетельного князя, она из семьи бортников, о брате своём образно говорит, что он отправился «сквозь ноги глядеть смерти в глаза», потому что бортник, залезая всё выше и выше на дерево, смотрит вниз на свою возможную смерть, если сорвётся (бортничество – собирание мёда лесных пчёл – ред.).

Окружение князя не довольно, что он взял себе жену не из знатного рода. Один боярин даже сказал Петру:
«– Ведь она из-за стола княжеского каждый раз не по чину выходит. Перед тем как встать, всегда собирает она со скатерти крошки, будто голодная!

Захотел князь Пётр проверить это и приказал раз накрыть ей стол рядом с собой. Когда обед подошёл к концу, она, как с детства привыкла, смахнула крошки в горсть. Князь взял её за руку, велел раскрыть кулачок и видит: на ладони у нее благоуханная смирна и фимиам. С того дня он больше уже её не испытывал».

Какая подлинно христианская поэзия в этом маленьком отрывке!

Да и вся повесть Ермолая-Еразма – настоящее поэтическое произведение. Как великолепно, используя сказочные приёмы, писатель строит начало – историю знакомства Петра и Февронии!

История эта такова. Их было два брата, Пётр и Павел. Павел, как старший, княжил в Муроме. К его жене повадился змей, принимавший образ Павла и соблазнявший бедную. Супруга обо всём поведала мужу. Тогда Пётр явился в спальню своей снохи и убил мечом змея. Но забрызгался поганой кровью, и там, куда кровь попала, у него появились страшные язвы.

Больного Петра исцелила девица Феврония, но не до конца. А окончательно обещала вылечить лишь в том случае, если он на ней женится. Пришлось ему исполнить её требование. Но он ни о чём не пожалел. – Феврония была такой женой, о которой можно только мечтать. Когда он стал владетельным князем, бояре возроптали, мол, их жёны не хотят подчиняться дочери простого бортника, потребовали, чтобы он прогнал Февронию и женился на благородной девушке. Тогда Пётр, не раздумывая, ушёл из Мурома вместе с Февронией.

Но недолго суждено им было скитаться. Бояре в Муроме передрались из-за того, кому быть владетельным князем, перебили друг друга, и вскоре явилось посольство просить Петра и Февронию о возвращении на престол.

Во время их скитаний случился знаменитый эпизод. Плыли они по Оке на кораблике. Один из приближённых князя был при жене, и вдруг возгорелся страстными желаниями к ней. Та заметила это и велела ему почерпнуть и выпить воды с одной стороны судна и с другой. Потом спросила:
– Где вода слаще?
– И там, и там одинакова.
– Таково же и женское естество. Имея свою жену, на других не заглядывайся!

После возвращения в Муром Пётр и Феврония, как и в житии, и в повести сказано, жили долго и благочестиво. И умерли в один день, завещав похоронить себя в одной могиле. Но муромцы и тут проявили спесь, разлучили их после смерти, похоронили в разных могилах. Однако, вскоре оказалось, что Пётр и Феврония лежат в единой гробнице. Снова разлучили их, и снова произошло такое же чудо. Тогда уж не дерзнули больше разлучать, оставили вместе.

От их раки с мощами этих святых, расположенной в Муромском Свято-Троицком епархиальном женском монастыре, было, есть и будет множество чудесных исцелений.

Так и лежат они в вечном покое по сей день – неразлучные.

Александр Юрьевич СЕГЕНЬ