Елена Никифорова - РУССКАЯ ПЕСНЯ «канула в лету»?

Архив: 

Сегодня на нашей эстраде при всем её «попсовом» изобилии очень мало хороших песен, ставших по-настоящему популярными.«Музыка и хорошая песня дарят радость и наслаждение, а именно любовь к людям, готовность что-то для них сделать, желание быть хорошим, восхищение добром, ощущение, будто паришь над миром.

 Воедино все эти чувства можно собрать под именем целого — счастья. Это освобождение от власти дьявола, согласие с миром, любовью и добром», — писал Уильям Моэм. Эти слова звучат сегодня как напоминание всем авторам песен, продюсерам и исполнителям о том, что песней можно изменить мир к лучшему.

Не думаю, что в России, во все времена богатой талантами, хороших песен не пишут. Но они никому не известны. Порой кажется, что наш мир еще держится потому, что до сих пор поют старые песни, в них есть смысл и искренние чувства. Это песни о вечном: о любви к родной земле, к отчему дому и матери, о дружбе и верности. Но сегодня продаётся аудиопродукция, лишённая смысла, пропагандирующая секс, всякие иностранные «синглы». Вот и слушает молодежь английские песни или звучащее с придыханиями: «… низ живота наполняет любовью». Тексты… увы! — видимо, слеплены «из того, что было» в бедненьком лексиконе авторов. Косноязычие в выражении чувств, отсутствие образности, убожество и грубость сравнений, тюремная лексика, стилевые погрешности стали типичны для большинства песен, входящих в кем-то заданный «формат», поставленный как заслон перед душевной мелодической песней. Главное здесь не мелодия и голос, а эпатаж, стремление «порвать» всех. Это стало очевидным на конкурсе «Евровидение — 2007», где Верка Сердючка с ее «хабальным» имиджем и «неполиткорректной» песней при минимуме слов оказалась на втором месте.

Мало новых хороших песен с художественным текстом на русском языке наблюдалось и на конкурсных фестивалях «Славянский базар — 2007», «Новая волна», где предпочтение было отдано песням на английском языке. И это в Год русского языка! Хотя по условиям того же конкурса Евровидения исполнитель имел полное право петь на родном языке. А лирико-патриотическая песня вообще стала большой редкостью на подобных конкурсах. Только Белоруссия осталась ей верна, а наши певцы будто стыдятся петь по-русски, если и поют, то такую открытую пошлость, что диву даёшься. Недавно по МузТВ выдали новый опус в стиле порно-рэпа: «Все будет офигенно» про «телок», унитаз и т. п. Автор этих незатейливых слов Павел Воля разъезжает на «Хаммере», хвалясь тем, что всё, что он сочиняет, имеет успех. А каков же путь нынешней песни о главном, песни для души?

Мой вопрос молоденькой продавщице отдела продаж звукозаписей: «Есть ли у вас новые лирико-патриотические песни?» — вызвал у нее растерянность и недоумение. «А спрашивают ли их вообще?». «Да, — был ответ, — перед Днем Победы и Днем защитников Отечества». И, покопавшись, предложила мне «хит» — «Офицеры» Газманова.

Почему же государство не беспокоится о том, какие песни поют и слушают граждане? Ведь не зря говорят: «Песня — душа народа». Тем не менее, телевидение навязывает нам бессмысленную попсу. Раз цензуры нет, значит, всё дозволено. «И хорошо, что нет цензуры», — радуется Швыдкой. Раз нет цензуры, то и песни с нецензурными словами — норма.

А вот настоящую песню — душевную, лирическую — сейчас пытаются задушить с помощью формата. Молодёжные радиостанции, хотя и носят патриотические названия: «Русь», «Русское радио», но лирические песни о России зачастую не берут в эфир. Только «Расея от Волги до Енисея» группы «Любэ» может многократно прозвучать, будто вбивая вам в мозги, чтобы не казалось, что за Сибирью — уже не Россия.

Вначале думалось, что те, кто создал подобный формат современной песни, какие-то явные вредители. Вспомнился монолог героя из комедии «Шырли-мырли»: «Они захватят всё: радио, телевидение, прессу и будут влиять на “гоев”. Но главный вредитель — это деньги. И так они захватили в плен, что те, кто по долгу службы своей просто обязан передать народу патриотическую песню, без личной выгоды и пальцем не пошевельнёт, а если и включит твоё произведение в какой-нибудь городской концерт, то не заплатит и авторов не объявит, хотя это прямое нарушение авторских прав. И песню известных авторов объявляют на всю страну по радио и в телеэфире собственностью певца: «Песня Аллы Пугачевой “На тот большак, на перекресток…”, — слышу я в передаче «Радио России» и внутренне содрогаюсь: ещё моя мама в молодости пела эту поистине ставшую народной песню о любви (слова Николая Доризо на музыку Марка Фрадкина). Сама Алла Пугачёва, небось, опешила от такого объявления.

Из былой культуры в эфир выбираются творения попроще, про «любовь-морковь». Ясно, что все песни строго контролируются, и всё, что является не форматом, не поют. «Это очень жёсткая идеология. У молодых музыкантов отбивается умение и желание мыслить не примитивно, т. к. надо попасть в «формат», а кто к нам с форматом придёт — тот от формата и погибнет.

Рано или поздно сам попадёт в Прокрустово ложе. «Sapienti sat», — читаю на форуме в Интернете и соглашаюсь с авторами. «Вслед за отстроенной вертикалью власти началось построение горизонтали культуры», — грустно заметил Михаил Козырев — создатель и генеральный продюсер радиостанции “Наше радио”», отправленный в отставку недовольными западными инвесторами-заказчиками. А когда же им будут противостоять наши госзаказчики? Где они?

Дети и подростки в летнем лагере отдыха на мой вопрос: «Кто твой любимый артист кино?», — не назвали ни одного российского актёра, зато перечислили целый ряд американских фамилий из широко рекламируемого и широко прокатного кино. У нас что, детское кино вымерло как вид? Остался только «Ералаш»? Вспомните, когда вы в последний раз выдели отечественный фильм для подростков? Ему нет места среди мощного потока криминальных картин и сериалов. Не стало и детских песен. Хотя знаю, что до сих пор их пишут Энтин и Шаинский, плодотворно трудятся многие молодые поэты и композиторы, вроде москвича Александра Ермолова, у которого есть очень яркие песни для детей и юношества. Но даже им, известным, не так часто удаётся пробиться на телевидение. В газете для подростков «Я — ставрополец!» есть рубрика «Любимая песня», и одна восторженная шестиклассница принесла как-то записанные ею на слух слова песни «Коламбия пикчерс не представляет». Вы, вероятно, помните клип, многократно показанный на МузТВ? И слова, вероятно, помните. Текст явно не для такого нежного возраста, а уж повторяющаяся в клипе сцена с половым актом в постели — тем более!

Кто сейчас пишет лирико-патриотические песни и пишет ли вообще? За них не платят, т. к. нет госзаказа. Да и бесплатно напишешь, никто не споёт. Поэт-песенник — сейчас он вроде нищего с протянутой рукой. Я имею в виду не столичных попсовиков с их парой-тройкой фраз типа «муси-пуси», «джага», и «целуй меня везде» (эти-то как раз и не бедствуют), а провинциальных поэтов-лириков и композиторов, пишущих для народа. Ведь мало написать хорошие стихи и музыку, надо заказать за немалые деньги аранжировку, найти вокалистов, записать их в студии, затем сделать сведение, «мастеринг» (опять же не бесплатно) и попытаться найти доступ к народу хотя бы на местном уровне. По карману ли это автору патриотической песни, пишущему на кухоньке вечерами в штопанных-перештопанных носках, если никто из учреждений культуры ему и копейкой не поможет? К сожалению, в России сегодня «бездарности пробиваются, а таланты пропиваются…». Последние, видимо, — от безысходности и невозможности пробить эту броню под названием «формат», а также от бездушия чиновников.

А ведь даже наши балалайки покорили Запад, там до сих пор неизменным успехом пользуются русские фольклорные коллективы. Самодеятельные артисты из русских эмигрантов, стосковавшись по родине и обрядившись в сарафаны с кокошниками да вышитые рубахи, с балалайкой и гармошкой дают платные концерты. Сама видела полгода назад такой концерт в Карлсруэ.

Настоящее народное искусство России всегда привлекало иностранцев. В эмиграции люди ценят свой родной язык, понимают уникальность и богатство русской культуры. Нам и сейчас есть что показать иностранцам и есть чем гордиться! Убеждена, хорошая песня рано или поздно сама найдёт дорогу к людям. Главное, чтобы её услышали русские люди. У нас, на Ставрополье, как, наверное, и по всей России, многие авторы, несмотря ни на что, продолжают писать мелодичные песни патриотического содержания. Но их редко услышишь. В крае, правда, выпускались песни ставропольцев о родной земле целыми альбомами по губернаторскому проекту. И сейчас из этой серии готовится очередной диск с произведениями ставропольских авторов. Но их мало в продаже. Изредка поются песни по праздникам на городских концертных площадках, иногда по одному разу на краевом радио.

В краевую филармонию им даже по рекомендации министерства культуры края не пробиться. Фестиваль «Музыкальная осень Ставрополья» предпочтение отдаёт приглашённым столичным гостям. Своих же авторов с песнями там нет.

Да, труден сегодня путь патриотической песни к российскому народу. Но гораздо труднее попасть провинциальным авторам и певцам на крупный международный песенный фестиваль, где крутятся огромные деньги. Набор молодых конкурсантов от России, к примеру, в этом году на «Славянский базар» был почти тайный, «кулуарный», известный далеко не всем.

Некий московский журнал собрался проводить музыкальный фестиваль. Подыскали спонсора — пивную марку. Подписали договор. Вдруг скандал: спонсор рвёт и мечет, отказывается от обязательств. В чём дело? Не устраивает его, что в программе — группа из Воронежа: «Мы же представляем европейский бренд!». Хотя пиво с европейским брендом варится едва ли не в том же самом Воронеже, но чтобы музыканты были оттуда?! Нельзя, «понты» не позволяют». А молодой ставропольской певице Наташе Тихомировой, с редким по красоте голосом (меццо-сопрано), хотя и выставили высокие баллы на российском конкурсе «Студенческая весна», но сказали: «Нам вторая Толкунова не нужна». А вы народ спросили?

Считаю, надо всей творческой интеллигенции России открыто и смело выступать во всех СМИ за классическую песню, как одну из форм сохранения русской культуры и русского языка. Всё зависит от нас с вами. Чтобы в очень скором времени лирико-патриотическая песня вообще не исчезла как вид, нужны и госзаказы, и худсоветы, и кафедры песенной поэзии, и радиопередачи «Новые песни России», и, конечно же, свои фестивали международного уровня. «Если государство не будет заботиться о культуре и образовании, — предупреждал еще Дмитрий Сергеевич Лихачёв, — то Россия станет третьесортной страной, и с нею никто считаться не будет».

Елена Николаевна НИКИФОРОВА,
г. Ставрополь