Пётр Давыдов - «Сумасшедший» из Гётшендорфа

Помните профессора-датчанина из «Осеннего марафона»? Наивный, смешной учёный-славист Билл Хансен, попавший в ученики к безподобному Леонову с его «тостующий» и «тостуемый», которые обязательно «пьют до дна», потом залетевший в «трезвователь», откуда его выручал Басилашвили, вызывает добрую улыбку и спустя почти сорок лет с выхода фильма Данелии.

А что, если вглядеться в человека, который сыграл этого профессора, по-настоящему? Оказывается, тут будет место не только для доброй улыбки, а для настоящего уважения, а то и почтения: совсем уж человек, сыгравший Хансена, не наивен.

Итак, Норберт Кухинке. Именно он сыграл профессора-слависта. Никакой Норберт не датчанин, конечно, а самый настоящий немец. Причём очень хороший журналист: работал долгое время в «Шпигеле», потом в «Штерне», будучи московским корреспондентом этих журналов в самое что ни на есть «застойное» время, в 70-е годы. Тут он и встретился с Данелией, который пригласил Норберта сыграть в новом фильме.

Никаким растяпой или разиней Кухинке не был, конечно: если уж брался за работу, то делал её на совесть. И если уж попал в Россию, то изучал её по-настоящему, научившись отличать наносное, «советское», от подлинного, русского. Поэтому и предпочитал общаться не с советскими чинушами в галстуках, а с нормальными людьми. Чинуши, кстати, по словам Норберта, вызывали в нём отвращение: они утрачивали элементарные связи с действительностью, относясь к человеку только согласно его номенклатурному положению. А вот люди – это да, Кухинке в них просто влюбился. Будучи дотошным журналистом, он, разумеется, не верил официозу и пропаганде, а будучи журналистом честным, не верил ни тому, ни другому с обеих сторон. Изучая жизнь России, он ходил по оставшимся православным церквам страны. Искренне верующий человек, он проникся красотой Православия – что эстетической, что духовной – и решил по мере своих сил познакомить с ним своих соотечественников. О том, получилось ли это у Норберта Кухинке, и идёт речь сегодня.

Вернувшись из России домой, он взял и построил… монастырь. Самый настоящий. Не сразу, конечно: потребовались долгие годы, чтобы выносить и родить эту идею, чтобы изменились к лучшему времена. Но – взял и построил. Нашёл в провинции Укермарк деревушку Гётшендорф, уже успевшую хватить всех прелестей перемен и начинавшую хиреть, купил там дом и, используя свои знакомства и влияние, – что в Германии, что в России, – вдохновил людей идеей постройки православного монастыря. Люди, конечно, обалдевали сначала: католик строит православный монастырь! Но потом, проведя пару часов за беседой с Кухинке, во всём с ним соглашались и вдохновение его разделяли. Так и получилось, что ровно десять лет назад глухая немецкая провинция вдруг стала донельзя интересной не только для праздных туристов, но и для людей, занятых серьёзными поисками.

Итак, Гётшендорф. Празднование 10-летия основания православной обители во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

Принцы не ходят в ногу

С Эдуардом, принцем Ангальтским (Eduard Prinz von Anhalt), мы говорим после службы.
– Ваше высочество, чем вызвано ваше внимание к скромной деревне Гётшендорф?
– Не столько к Гётшендорфу, сколько к возможности установления тесных и добрых контактов с Россией, Православием и русской культурой. Если брать историю, то эта земля была завоёвана моим предком, Альбрехтом Медведем, а через Екатерину Великую, с которой наша фамилия также в родне, у нас очень тесные связи с Россией. Поэтому я очень рад, что меня пригласили сюда, в Гётшендорф. Я с восхищением смотрю на появление здесь, в земле Укермарк, русского православного храма и монастыря. Большое спасибо игумену монастыря, отцу Даниилу (Ирбитсу), за его открытость, готовность и способность к доброму общению, а следовательно, и просвещению.

– Каково ваше первое впечатление?


– Прекрасное! Когда видишь своими глазами, что благодаря появлению православной обители начинает возрождаться не только архитектурный исторический комплекс, которому грозило уничтожение, но и близлежащие земли, то смотришь на жизнь с большей надеждой.

– Как вы считаете, православный монастырь здесь, на немецкой земле, – это своего рода прибежище для русских эмигрантов в Германии, их место встречи, возможность почувствовать себя в какой-то степени дома или же это ещё и возможность для коренных жителей лучше узнать Православие, христианскую культуру?

– Я убеждён, что главным здесь является именно значение православного монастыря для самих немцев, а далеко не только эмигрантов из бывшего СССР. И значение это огромно. Я считаю, что Церковь не должна зависеть от политики. Одна из главных трудностей протестантской церкви, к которой я принадлежу, заключается в том, что она всё время стремится, скажем тактичнее, учитывать новейшие политические или насаждаемые модные общественные веяния, пытается всегда «идти в ногу со временем»… И мне кажется, что такие хождения в ногу чреваты потерей собственно христианской идентичности. Теряются фундаментальные библейские ценности. Если государство приветствует, скажем, гомосексуализм, то Церковь, на мой взгляд, вовсе не обязана с восторгом хлопать в ладоши и разрешать гомосексуальные «браки», боясь, что, если она этого не сделает, количество прихожан может сократиться. «Консервативный» – это далеко не всегда «отсталый», «плохой». «Консервативный» – это тот, кто сохраняет что-то старое, доброе, ценное. А ценности эти – библейские, христианские. И если Церковь не будет отстаивать собственные ценности, то, простите, как же можно назвать её христианской… Нельзя нам всё время бояться, что прихожане уйдут из Церкви, если мы не будем достаточно «современными», – мы должны отстаивать свои христианские ценности! Речь ведь идёт о верности Христу – пусть будет в Церкви мало людей, но они останутся христианами! А заниматься популизмом – мол, смотрите, мы, хоть и называемся христианами, но «идём в ногу» со всеми весьма дурно пахнущими веяниями – это, по моему убеждению, неприемлемо, неверно.
 

И монастырь в Гётшендорфе вполне может стать тем местом, где люди всех национальностей будут видеть крепкое, искреннее христианство, жить с Богом и Церковью, не насилуя свою совесть. Может, это звучит несколько высокопарно, но православная обитель здесь, на древней германской земле, становится таким светильником, маяком для тех, кто ищет Христа, – дай Бог, чтобы монастырь строился и продолжал своё служение!
Полностью материал читайте в бумажной версии журнала.

Пётр Михайлович
ДАВЫДОВ,
спец. корр. «РД»