Дмитрий Комков - О светскости и покаянии

Архив: 

Среди нас есть много людей, и их, к сожалению, пока большинство, кто не считает своим долгом каяться в собственных грехах. «А зачем каяться, если я не грешу», – говорят одни. – «Ты всё ещё каешься? Что, такой грешный?», – спрашивают другие. Но ведь без Покаяния невозможна жизнь верующего в Господа человека. 

«И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах», – говорит Господь (Мф. 16, 19). Трудно мирскому, грешному человеку заставить себя покаяться. Почти невозможно! Но мы знаем, что душа; даже заблудшая, стремится к Богу, и это стремление ничем не остановить. Таким создал Бог человека. Как человек неверующий превращается в исповедника веры? Как человек грешный преображает себя покаянием?

После крушения коммунистических идеалов многие почувствовали, что у них уходит почва из-под ног. И стали креститься, ходить в храм. Многие пострадали от тоталитарных сект, многих обманула демократия, и они пришли в храм. И когда переступили порог его, увидели священника, накрывающего епитрахилью людей. И подумали: вот оно, вот то истинное, что открывает дорогу ко Христу. И стали, волнуясь, на исповеди перечислять то, что на их взгляд было сделано против Бога. Что их подтолкнуло? Кого-то – разумное восприятие действительности, кого-то – тяжкая болезнь, после которой человек благодарит Бога за спасение, кого-то проповедь Слова Божия. Тысячу лет наши предки жили под спасительным омофором небесным, а потом два поколения отвергали Христа Спасителя, а их потомки вернулись к своим корням и покаялись за богоотступничество своё и своих родителей. Почти все они явили пример патриотизма, терпения и мудрости, и нам надлежит для них в их старости пригласить священника, который бы исповедал их давние грехи, чтобы они достойно встретили кончину и отошли в селения праведных.

Осознаём ли мы всю ответственность перед Богом за тот образ жизни, который ведём? Безусловно, каждый по-разному думает об этом. К большому сожалению, почти вековая пропаганда безбожия и одурачивание людей «расцерковили» наш великий народ. Но, несмотря на чудовищные катастрофы, он вновь начал ходить в храм, стремится жить по заповедям, борется с грехом и соблазнами.

Если человек будет просить Бога открыть ему путь к Православной вере, то Господь обязательно услышит его и будет рядом с Ним, если он сам будем любить Бога, не предавать Его. Ведь Бог есть любовь. «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4, 16).

Путь христианина не усыпан цветами. Он идёт с крестом по терниям и с шипами, а бывает с железными веригами. Путь христианина – это путь Христа в современном мире, путь плача и радости, правды и обмана. Но именно потому дорог христианину этот путь, что он единственный, ведущий к Богу. И другого пути нет, а все остальные – от лукаваго. «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель и многие идут ими» (Мф.7,13).

Христианин никогда не должен замыкаться и уменьшать своё культурное пространство, потому что упрощение и искажение, а также неумение мыслить глубоко и объёмно является свидетельством не только примитивного социо-культурного развития, но и проявлением болезненных фобий. Очень важно для верующего человека иметь своего духовного отца, который будет вашим душепопечителем и подскажет, что и как делать. Если взять себе за правило ходить к своему духовнику, исповедоваться и следовать воле Божией, то в результате такого частого общения с человеком духовным ты не сойдёшь с пути Христовой веры. Но нельзя впадать в крайности. Христианин новоначальный, ослеплённый неким восторгом, т.е. находящийся в прелести, будет искать в священнике самого Христа, а в церкви чудеса. И тогда он может разочароваться в священнике, оставшись без руководителя в духовной жизни будет верить снам и всего страшиться.

Когда человек чувствует, что он сильно грешен, то ему лучше поехать в монастырь чтобы открыть свои грехи священнику неспешно. Некоторые страсти требуют брани, долгой, может быть, в течение нескольких лет. А что же происходит с нами? Мы очень часто не имеем духовника, ездим из храма в храм, ищем чудес. И они являются от лукавого. Одна женщина сказала: «Я видела, как преподобный Сергий ночью ходит по храму и исцеляет больных». Да кто вы, простите, чтобы видеть преподобного Сергия? Это прелесть! А между тем, руку, которую протягивает Господь, не замечают, отталкивают. Сплетничают, фантазируют, наушничают, обманывают.

Я всегда вспоминал в таких случаях крепких мужиков, которые поднимались с зарёй, вели хозяйство справно и истово веровали. Или русских женщин, рожавших по пятнадцать человек детей. Вот у них была вера. Сейчас совсем другое время, другие люди и другой уклад жизни. Тем не менее, и мы должны исполняться духом по слову Спасителя: «по вере вашей, да будет вам». Что есть вера? Это жизнь по заповедям, по правде Божией, жизнь со Христом, а не с лукавым. Жизнь во славу Божию. И тогда сама душа начинает исполнять Его высокую волю. И как хорошо бывает на раннюю к батюшке идти и исповедоваться ему перед Святым Крестом и Евангелием.
 

Дмитрий Алексеевич КОМКОВ