«Не о красивости пения нужно думать»…»

Что представляет из себя недавно созданное Русское православное хоровое общество? О чём в первую очередь думает русский человек на чужбине? Кто читает книги о русских регентах? Как снимался фильм о митрополите Антонии Сурожском?

На эти и другие вопросы «Русского Дома» отвечает регент Богоявленского кафедрального (Елоховского) собора г. Москвы Евгений Святославович ТУГАРИНОВ



– Евгений Святославович, расскажите немного о себе…

– Я из семьи профессиональных музыкантов, военных и врачей. Закончил Московскую государственную консерваторию как хоровик-дирижёр. Работал в консерватории, в Свято-Тихоновском богословском институте. В 2001 году получил приглашение от митрополита Антония Сурожского на работу в Англию – регентом в Успенский кафедральный собор города Лондона – на место регента  протоиерея Михаила Фортунато, ушедшего на пенсию. В 2014 году вернулся в Москву – меня пригласили возглавить хор в Богоявленском Елоховском соборе.

– Вы набирали хор с нуля или его состав сложился до вас?

– Сначала хор существовал как патриарший. И он связан с именем выдающегося русского регента Виктора Степановича Комарова. Первая литургия состоялась в 1943 году при митрополите Сергии. Есть запись выступления хора в Большом зале Московской консерватории в 1948 году на праздновании 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, на большом Соборе патриархов, архиереев и священников из большинства Поместных Православных Церквей. Комаров умер в 1974 году. После него хор возглавляли несколько человек, и среди них Геннадий Николаевич Харитонов – очень интересный регент, державший высокую планку исполнения. В 90-е годы храм продолжал оставаться патриаршим, и по большим праздникам из него велись телетрансляции. Но воспринимать тот хор было трудно: певцы не слушали друг друга, форсировали звук. Поэтому влиться в этот коллектив оказалось непросто. На самом деле принять приглашение в Богоявленский собор – это означало подписать себе путёвку в трудную жизнь.

...
Беседовал Андрей Викторович ВИКТОРОВ

Полностью материал читайте в бумажной версии журнала.