Священник Димитрий Шишкин - Легенда о сидящих в танке

Архив: 
Я услышал этот рассказ от знакомого как вполне достоверный, но специально не стал перепроверять «факты». Я вдруг понял, что эта и подобные ей истории не то чтобы могли случиться на фронтах нынешней страшной братоубийственной войны на Украине, а они – эти истории – случаются постоянно в самых разных обстоятельствах и масштабах, и не только на фронте.

Одни связаны с большей жертвенностью, другие – с меньшей, об одних слагают легенды, а о других ведают единицы… Но все эти истории объединяет одно – они о людях, которые в нечеловеческих условиях хотят и стараются остаться людьми. И уже поэтому о них надо рассказывать.

Итак, легенда. Разведка ополчения пробиралась разбитыми дорогами, лесополосами, переездами и переходами по безкрайним полям Донбасса. Ополченцам нужно было, что называется, «прощупать» передний край вражеской обороны. Но вот они увидели в чистом поле, припорошенном снежком, два танка. Те просто стояли без движения. Ополченцы подобрались ближе и сумели по двум характерным белым полосам на броне распознать, что эти танки принадлежат украинской армии. Первая мысль была – шарахнуть из лесополосы по этим танкам из переносного гранатомёта. И так уже почти совсем собрались сделать, но… Вот что-то их остановило. Какая-то подозрительная тишина и заброшенность, неподвижность этих танков. Тогда разведчики решили подобраться ближе. А подобравшись и рассмотрев танки в полевой бинокль, заметили, что у тех под гусеницами спереди и сзади заложены мины, так что техника даже при желании не смогла бы тронуться места. Ситуация была, прямо скажем, неординарная. Тогда, осмелев окончательно, короткими перебежками, под прикрытием товарищей несколько бойцов подобрались к этим танкам вплотную. И с удивлением обнаружили, что люки танков заварены снаружи. Это было что-то уж вовсе странное. На всякий случай разведчики постучали по броне и неожиданно услышали ответ. В танке кто-то был. Дальше, я уж не знаю каким образом, но разведчики сумели обезвредить мины и открыть люки этих танков. Там оказались бойцы украинской армии.

Они рассказали, что отказались воевать – даже не из страха, а потому что, оказавшись на фронте, поняли, что воюют не с «внешним агрессором», а со своими соплеменниками, с такими же ребятами и мужиками, которых попросту попытались «построить», а они этого не захотели. Вот и всё. И воюют они не за какие-то «политические» идеи, а за свои дома и свои семьи, за право жить по-своему на своей земле так, как это было заповедано предками, а не так, как кому-то в Киеве вдруг взбрело в «свидомую» голову. И вот, поняв всё это, солдаты украинской армии отказались стрелять «в своих», как они стали называть уже соотечественников, находящихся по другую линию фронта. Но нашлись на этих украинских солдат и те, кто не отпустили их с миром, а обматерив и избив как предателей и дезертиров, «запаяли» в танки, заложили под гусеницы мины и оставили в качестве живой мишени в чистом поле...

Вот такая история о людях, которые вопреки пропаганде и «общественному мнению» сумели остаться внутренне свободными, сохранили в себе образ и подобие Божие, сберегли счастливую способность мыслить самостоятельно и, главное, – по-человечески. И основанием своей жизни они положили те идеалы милосердия, человечности и добра, которые заповедовал нам Христос, умерший за наши грехи на Кресте и даровавший нам счастливую возможность быть чадами света, любви и сострадания.

В последнее время в обществе широко обсуждается тема взаимоотношений человека и государства. И как-то из всех обсуждений выходит так, что человек системе, влекущей его на грех, противостоять не может. То есть она его попросту уничтожает, если он пытается ей противиться. Я стал разговаривать с разными людьми, в том числе и высокопоставленными, в системе министерства внутренних дел. И знаете, какой удивительный ответ дал мне человек, что называется, «знающий»: «Да, конечно, в любой организации существует система греховных связей и отношений, но выбор всегда остаётся за тобой. Если ты не хочешь сознательно участвовать в греховной поруке, – ты всё равно можешь оставаться даже в пределах “системы” человеком. Больше того, в “системе”, по крайней мере государственной, существует множество честных и порядочных людей. И “система” их не отторгает, потому что общее содержание большинства “систем” вовсе не демоническое, а человеческое со всеми минусами и плюсами. На самых разных уровнях в самых разных “системах” есть люди, стремящиеся к добру и живущие по совести. Здесь очень многое зависит от самого человека. А у христианина и вовсе есть высшая система ценностей – евангельская, и если государство жёстко ставит тебя перед необходимостью выбора между человечностью и безчеловечием, между уйти или остаться, то выбор всё равно остаётся за тобой».

Мне неизвестно, насколько реальна история о «сидящих в танке», но ведь на самом деле у каждого из нас, христиан, на всякий момент жизни, во всяких мучительных и чрезвычайных обстоятельствах остаётся этот неотъемлемый никем и ничем, кроме нас самих, выбор – быть со Христом, мыслить, чувствовать и поступать согласно с Его духом и таким образом засвидетельствовать свою верность Ему. Быть христианином – это быть не просто человеком, но стремиться стать тем, каким замыслил тебя Господь. И главная способность человека, живущего во Христе, это способность прощать и любить врагов своих, а также молиться за них. Прощать там, где по меркам обычного человека это прощение не только невозможно, но и немыслимо. Любить там, где по справедливости человеческой может быть место только испепеляющему и всепоглощающему гневу и жажде отмщения. Но вот в этом маленьком и даже никому не заметном пространстве нашей души, где-то в сердечной глубине и совершается на самом деле самый важный и трудный выбор человека – быть со Христом или против него. И как бы ни был сложен этот выбор, но именно он делает нас христианами или нехристями, даже если мы воюем за самое «правое и святое дело».

Потому что можно обвешаться иконами и хоругвями и даже с именем Христа, как это ни страшно звучит, мучить и убивать людей, со сладострастием и жестокостью. Но это не христианство, конечно, а самое настоящее кощунство, надругательство над истинной верой, осуществляемое порой людьми, именующими себя христианами, но одержимыми духом злобы и ненависти. Так горько это видеть! Но и за таких людей нужно молиться, чтобы Господь сподобил их покаяния, сподобил глубокого осознания, что такое на самом деле христианство. Потому что только тогда, приобщившись духу Христову, человек может начать меняться, и преображение это может быть удивительным и великим.

И если говорить о мире, о достижении мира, то нужно сказать вот что. Мир, согласие в любых конфликтах, как правило, достигается после периода тишины. И здесь важно, чтобы этот период настал как можно раньше. Потому что, когда люди нагрубили друг другу и разошлись, то это одно; когда они наорали друг на друга, брызжа слюной, и высказали уже «всё, что думают», – это другое. А когда они сцепились в драке и их пришлось растаскивать – это третье. Во всех этих случаях должно пройти время тишины, умиротворения, когда мысли волей-неволей возвращаются в привычное русло и человек становится способен оценивать свои поступки и слова более-менее спокойно и взвешенно.

Чем глубже заходит конфликт, тем больше времени и усилий нужно для его преодоления. И вот тут важно именно христианское отношение к происходящему, когда человек сознательно начинает искать и просить у Бога примирения. Вначале это особенно трудно, потому что сама мысль о примирении кажется ещё невозможной, но потом, по мере остывания, – всё больше приходит осознание, что жить во вражде – это мучительно и тяжело. И надо как-то это преодолевать. Если человек начинает искать пути этого преодоления, начинает искать мира, просить об этом Господа, то постепенно сознание человека проясняется, и он становится способен понимать и видеть реальные пути примирения. А часто и Сам Господь так устраивает чудесно, что складываются благоприятствующие примирению обстоятельства, и оно случается, наконец, к вящей радости и утешению ищущих мира. Но вот именно – ищущих. Не замыкающихся в недрах собственной «справедливой» озлобленности и гнева, в которой подлинной высокой справедливости нет, потому что высшая справедливость – это любовь и милосердие.

Не отменяя каких-то высших мотивов и оснований «больших противостояний», не отвергая саму их возможность, помня о вечной брани добра со злом, которая принимает порой масштаб крупных исторических событий и баталий, будем всё-таки помнить, что по-настоящему мы на стороне добра только тогда, когда поступаем и действуем по-доброму, по совести, честно, с верой и чутко сверяя свои внутренние и внешние шаги со Христом.
Вот к этому и будем стремиться!

Священник Димитрий ШИШКИН,
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в п. Почтовое Бахчисарайского р-на, Крым