Сорок тысяч снежинок

Архив: 
Лет тридцать назад, когда страна была уверена в себе, а профсоюзные путёвки по городам и весям безплатны, мы оказались в Иваново. Город был уже не первый в череде наших перемещений, ничем, казалось, поразить не мог, но вышло иначе.
 

В ивановском художественном музее в это время проходила персональная выставка вологодского художника Георгия Ивановича Попова. Даже на фоне отличного живописного собрания музея его полотна не потерялись. Такого открытого, яркого мира и в те годы было немного.

Попов всегда писал – и пишет – только родную Вологодчину: времена года и сопутствующие им сельские работы, деревенские праздники, бытовые сценки и, в изобилии, – богатства своей земли. Тщательно, в подробностях изображает он «портреты» цветов-грибов, голубики-клубники-ежевики-морошки и т. д. Именно «портреты»: натюрмортом, то есть, мёртвой натурой, эту живительную силу земли назвать не получается. Его известное полотно «Щедрая земля», растиражированное во множестве изданий, стало хрестоматийным: репродукция картины включена в школьные учебники серии «Истоки».

Один из самых проникновенных вологодских художников профессионального образования не получил. До того ли, если год рождения – 39-й, а место – село Красное, что стоит при впадении реки Толшмы в Сухону. В 16 лет он уже странствовал по стране: многопрофильный рабочий, пишущий стихи, – популярная советская «специальность». Занесло и в Ленинград. Здесь впервые в жизни услышал оперу, увидел балет, но главной страстью стали музеи.  Для юноши из провинции открылось существование мира, о котором он только догадывался. Георгий Попов сумел превратить свою тягу к искусству в главное дело своей жизни, став из зрителя творцом. Однажды в ленинградском общежитии нарисовал на обороте казённой клеёнки натюрморт из овощей – по памяти, без постановки. «Коммерческий успех»: пять рублей штрафа за испорченное имущество.

В деревню он вернулся другим человеком. Обдумывал всё, что дал ему великий город, много читал. Недавно Георгий Иванович составил каталог своей домашней библиотеки: 3894 книги, 4186 журналов, 3410 открыток. Число газет счёту не поддаётся.

В выставках стал участвовать вполне зрелым человеком – в 28 лет. В 1980 году вступил в Союз художников России. Где только ни колесили его работы: Ленинград, Москва, Кострома, Кинешма, Сыктывкар, Череповец, Тотьма, Лондон, Дрезден, Лейпциг. В 70-80-х гг. художественная жизнь в стране бурлила. О его работах писали в американских журналах. Интересны ли там сегодня неспешные рассказы о русской глубинке?..

Есть у Попова работа: безкрайнее поле, бездонное небо, а по-над этим волшебным миром скачет на коне мужик, держа перед собой пышнотелую красавицу. Э-э-х! Дух захватывает от этой силищи природной. Если бы европейские музеи хранили в своих собраниях не коробочки с миазмами от Мандзони, а выставляли картины Георгия Ивановича, закона об однополых браках не было бы. Ребята – вы о чём?!

А как он пишет свои, нет, не натюрморты – натюрвиты. Холст цветёт вместе с природой: созрела черёмуха – в стакан и на полотно, появилась малина – в медную братину и туда же, грибы – в корзину и на холст. Вот так проходят времена года у художника Попова. Его полотна сохранили для нас старинные русские праздники – пёстрые, размашистые, чуть пьяные. Раздольные. В старину каждый год в девятую неделю после Пасхи проходил многолюдный праздник, который так и назывался – «Девятая». Молодёжь качалась на качелях, семейные ходили «по кругу» с гармошками, пели и плясали.

Сохранялась традиция до самой войны: 22 июня 1941 года был третий, заключительный день «Девятой». Детство художника пришлось на военное лихолетье. Горе, страх, голод. Но на картинах Георгия Попова – только цветение, радость крестьянского труда и мощь родной земли. Волшебная русская зима останется в памяти, если хотя бы однажды увидеть её на полотне художника: синяя морозная ночь, лёгкий дым над трубами, поленницы дров, стынущие под снежными шапками, – осязаемая тишина подлунной северной деревни. Красота – до замирания духа.

В 2014 году Георгий Иванович отметил своё 75-летие масштабной выставкой в музее Вологодского кремля, который, кстати, хранит большую коллекцию его полотен. Представил мастер своим согражданам более 200 живописных и графических работ – настоящий праздник народного русского искусства.

В моём доме – три замечательные картины Георгия Попова: плоды его земли, деревня его души и Вологодский кремль, засыпаемый тихим северным снегом. Путём нехитрой арифметики подсчитала: над древними стенами кружатся около 40 тысяч рукотворных точек-снежинок. А это, знаете, не только полёт фантазии – кропотливая работа труженика.

Низкий вам поклон, Георгий Иванович, и – спасибо за сохраняемый на ваших картинах русский мир. Хорошо, что именно такие работы попадают в учебники наших детей.
 
Елена Александровна КОПЫШЕВА