Протоиерей Артемий Владимиров - От радио до интернета

Архив: 

7 мая 1895 года, 120 лет назад Александр Степанович Попов сделал доклад об изобретённой им системе связи без проводов
 


В эти дни мы вспоминали о выдающемся открытии, сделанном русским учёным-естествоиспытателем А.С. Поповым. Речь идёт о радиосвязи, изобретении радио, благодаря которому человечество вступило в совершенно новую для него эпоху общения – эпоху радиокоммуникации. За истекшее столетие технический прогресс, идя семимильными шагами, привёл нас к принципиально новым видам связи. Русский гений изобрёл и телевидение; а в XXI веке почтамт и телеграф окончательно уступили место интернету с его поистине всеобъемлющими возможностями.

Стремительно меняется лицо земли. Неторопливый и размеренный XIX век, с его дворянскими гнёздами и патриархальным, казалось бы, раз и навсегда установившимся укладом помещичьего и крестьянского быта, с судорожной тревогой встречал паровоз и первые железные дороги. Третье тысячелетие уже устало удивляться техническим инновациям и пассивно-обречённо наблюдает, как человек входит в постиндустриальный век, испытывая «преждевременную усталось» от насилия машин над его разумом и сердцем.

В самом деле, насколько благоприятен технический прогресс для нравственного развития человечества? Оправдали ли себя утопии Кампанеллы и Томаса Мора, оказались ли прозорливцами так называемые французские энциклопедисты, поклонявшиеся человеческому «просвещённому разуму», которому предписывалось овладеть всеми силами природы, поставив последние на службу «потребителю» – человеку, обоготворившему собственную рассудочную деятельность?

Слово Божие, непогрешимый голос Самосущной Истины, разочаровывает подобных прекраснодушных мечтателей, которые смотрят сквозь розовые очки антихристианского гуманизма на конечные судьбы человечества. Божественное Откровение, запечатлённое в святой Библии, однозначно свидетельствует о нравственном регрессе человеческого рода к концу времён; при том что технический прогресс будет всячески способствовать развитию гордыни и богоборческих настроений. Впрочем, всё в истории повторяется. И нет ничего нового под солнцем (ср.: Еккл. 1, 9). Мы обладаем ныне достаточно серьёзными археологическими и историческими знаниями, чтобы констатировать чрезвычайно высокий технический уровень допотопной цивилизации, полностью уничтоженной праведным Божиим посещением (водами всемирного потопа) 4000 лет до Рождества Христова вследствие её всеконечной развращённости. Знака равенства между техническим прогрессом и моралью всемирная история тогда не поставила и, к великому сожалению, мужи эпохи «Просвещения», да и весь прагматический XIX век, не сумели сделать из уроков истории древнего мира никаких достойных выводов…

Двадцатый век, век радио и телевидения, принёс с собой самые кровопролитные войны; и следующий за ним не оставляет нам большой надежды на оптимизм. Сегодня одновременно с интернет-зависимостью большей части «культурного» человечества мы наблюдаем быстрое развращение нравов, возрастание виртуальной и реальной агрессии в сердцах, отказ западной цивилизации не только от библейских нравственных основ бытия, но и от биологических основ жизни (я имею в виду всемирную пропаганду половых извращений, грозящую вырождением человеческого рода). Не последнюю роль в этом зловещем, инфернальном процессе играют средства массовой информации, и особенно интернет.

Следует ли из наших печальных размышлений, что технические достижения (радио, телевидение, интернет) однозначно вредны и несовместимы с христианским образом жизни? Конечно, нет! Меч в руках воина – средство защиты мирных людей от насильников и врагов Отечества, в руках разбойника – орудие неправды и хищения. Всё зависит от человеческого произволения, намерения и употребления. Не обладай Россия на сегодняшний день передовыми технологиями в области радиоэлектроники и средств связи, никогда крымчанам не удалось бы реализовать своё право на самоопределение по причине готовящейся в отношении Тавриды агрессии со стороны спецслужб западных держав. «Для чистого – всё чисто» (ср.: Тит. 1, 15) и «Всё просто [достойно, безгрешно. – Прот. А.В.] для обретающих разум»…

В завершение своего небольшого размышления о технических благах я хотел бы поделиться с читателями некоторыми мыслями о духовном первородстве человеческой личности, сотворённой по образу и подобию Божию. Убеждён, что все открытия, которые делает на земле испытующий человеческий разум, есть не что иное, как проекция, обнаружение, воспоминание о благодатных потенциях, возможностях и талантах, которыми Бог почтил венец Своего творения.

Часто дети задают священникам вопрос: на каком языке разговаривал Адам с Евой в «эдеме сладости»? Еврейские раввины высказываются, конечно, в пользу иврита, священного языка масоретской Библии; украинцы, отказавшиеся от славянских корней в лице своих ангажированных «учёных мужей», говорят о мове как о праязыке всего человеческого рода. Но что бы ни судили-рядили мудрецы века сего, Церковь устами богопросвещённых Отцов свидетельствует об «ангельском языке», невербальном способе общения праотцев в Раю – посредством мыслей, звучащих в сердце человека силой Духа Святого. Так и ныне благодать Божия, живущая в сердцах верных христиан, «неизреченными воздыханиями» ходатайствует за них пред Богом, по ясному свидетельству святого апостола Павла. И что´ радио- или интернет-связь в сравнении с общением святых мужей, объединённых благодатью Духа, хотя и отстоящих друг от друга на несколько вёрст?

Так, преподобный Сергий Радонежский поклонился преподобному Стефану Пермскому, поведав монастырской братии, что в тот же час подвижник-миссионер, проезжая мимо радонежских лесов, послал мысленное приветствие всероссийскому Игумену. Печальник Русской Земли не нуждался в мониторе, когда он, стоя на молитве, созерцал битву на реке Непрядве и ходатайствовал пред Богом о победе русского оружия в смертельной схватке с Мамаем. Безчисленны церковные свидетельства (вплоть до наших дней) о подвижниках благочестия, действием всепросвещающей благодати предузнававших многие обстоятельства и даже людские судьбы, в том числе и предсказывавших события весьма отдалённых грядущих дней (предсказание преподобного Иринарха Затворника об Отечественной войне 1812 года и победе России над Наполеоном).

Казалось бы, какое отношение это имеет к нам, обыкновенным и грешным людям? Непосредственное. Все мы, по известному русскому выражению, одним миром мазаны. Все мы, крещёные православные люди, восприняли благодать Святаго Духа в день нашего духовного рождения и вхождения в Церковь Божию. Главное условие действования в нас Божественной энергии – вера и покаяние, согласование нашей жизни с заповедями Божиими, очищение сердца от страстей, стяжание добродетелей смирения, чистоты, любви и рассудительности. Всё перечисленное именуется у иноков «покаянным жительством», или «Адамовым плачем», цель которого – усвоение себя Богу и вхождение личности христианина в спасительный союз со Христом Спасителем в лоне Матери Церкви. Сердце ученика Христова должно стать чистым экраном, нерукотворным «дисплеем», на котором Небесный Отец творческим перстом начертывает Свои веления, открывая рабу Господню Божественную волю, благую, угодную и совершенную (см.: Рим. 12, 2).

Если бы мы не были в такой степени порабощены зависимостью от гаджетов, айфонов и смартфонов, то, поверьте, сколько тайн было бы открыто нам в созерцании природы, неба, земли и всего, что их наполняет! От этого созерцания, соединённого с молитвой, возрастает ве´дение, приходит живая и радостная вера во всемогущего и всемилостивого Бога, прибывает мудрость, позволяющая понимать собеседника, находить с ним общий язык.

Не отказывая себе в современных средствах связи и с благодарностью вспоминая сегодня отца русского радио, А.С. Попова, будем помнить о духовном первородстве нашего безсмертного, просвещённого благодатью Божией духа… Устремляя его горе´, сочетаваясь с Богом в тайной и непрестанной молитве, мы скоро уверимся в дарованной нам способности улавливать «музыку сфер», слышать, по слову русского поэта, «и дольней лозы прозябанье», «и горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход»… Но главной способностью и одновременно потребностью христианской души всегда остаётся «глас хлада тонка» (ср.: 3 Цар. 19, 12) – голос нашей собственной совести, различающий худые и благие помыслы, наказывающей за ложный выбор и награждающей за склонение свободного произволения в сторону добра. Дар Духа Святого есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера (Гал. 5, 22–23). И дай Господь, дорогие соотечественники, чтобы мы всегда настраивали лиру своей души на благодатное общение со Спасителем нашим Иисусом Христом. Аминь.

Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ,
член Союза писателей России