Андрей Полынский - Зов предков

Архив: 

Почему ветеран войны, настоятель одного из лучших столичных храмов уехал на нищий сельский приход
 

Первый раз с отцом Сергием мне довелось встретиться несколько лет назад, когда он приехал на несколько дней погостить к своему сыну-священнику в Москву. Я тогда собирал материал для статьи об ограблении сельских храмов, и отец Сергий поведал, как посреди ночи в его деревенский дом вломились грабители, связали его, били рукоятью пистолета по голове и требовали, чтобы он отдал какую-то икону. Как потом вспомнил батюшка, накануне по ярославскому телевидению показывали передачу, в которой он снимался на фоне заставки – репродукции иконы Божьей Матери работы Фаберже, с алмазами в окладе. Вот злодеи и решили, что снимали в храме или дома у священника. Перевернув всё вверх дном, грабители так и не нашли иконы, и растворились в ночи… Помнится, в батюшкином рассказе меня поразил тот факт, что во время истязания он спросил у одного из своих мучителей: «За кого молиться?» И тот, после некоторого колебания, шёпотом произнёс своё имя…

По окончании того интервью отец Сергий пригласил меня погостить в своё село на Ярославщину: «Приезжайте, летом у нас – просто рай земной!» После встречи я часто вспоминал этого седого как лунь старца, удивительно светлого и жизнелюбивого. Несколько раз порывался приехать, но удалось вырваться только нынешним Великим постом, накануне 70-летия Победы.
Несмотря на свои 89 лет, ветеран Великой Отечественной протоиерей Сергий Вишневский до сих пор служит в селе Флоровское, затерянном в лесах между Угличем и Мышкиным. Когда-то величественный, будто парящий над землёй пятикупольный двухэтажный храм носил имена святых мучеников Флора и Лавра. Но после войны по ошибке был назван в честь одного из своих приделов – Воскресенским.

До села Флоровское от асфальтовой дороги – каких-то 5 километров, но преодолеть их в распутицу весной можно разве что на тракторе. Предупреждён – значит вооружён. Но лошадиные силы нашего внедорожника не особо понадобились. Выехали рано, с утра дорогу подморозило – проскочили без особых проблем. И вот уже видны купола над крохотной, в 10 домов, деревенькой.

Как гласит предание, однажды приближённые императрицы Екатерины Второй забрели в эти места собирать клюкву. Но заблудились среди дремучих лесов и топких болот. В отчаянии стали молиться. И вот среди ночи на верхушке дерева засиял свет. Это было явление Богородицы в Тихвинском образе. Собиратели ягод пошли на свет и, наконец, выбрались из топи прямиком к своим экипажам. На этом-то месте в память о чудесном спасении и была построена церковь.

А вот и отец Сергий – светится радостью! Внешне почти не изменился с нашей первой встречи, только голос стал послабее. Благословив нас, первым делом предлагает ознакомиться с храмом. Идём по тропинке между крестами аккуратного и ухоженного сельского кладбища. Всю дорогу сопровождал нас батюшкин кот по прозвищу Кутузов. Затем он увязался за нами даже на колокольню, ну и после не отставал, как собачонка.

– Вниду в Дом Твой!.. – восторженно восклицает батюшка перед входом в церковь и троекратно крестится. Какое-то время до нашего приезда в храме случилось чудо – замироточила икона святых мучеников Флора и Лавра, расположенная с левой стороны иконостаса. Так что нам повезло – сподобились приложиться к образу с капельками безцветной маслянистой жидкости. Иконы мироточат здесь не в первый раз. Когда-то в этом храме служил дедушка отца Сергия – протоиерей Николай Иванович Добронравов. Отец Сергий служит здесь уже почти 25 лет. Особенно тяжело ему пришлось в первые годы: храм был в крайне плачевном состоянии. Сначала вложил сюда все свои былые сбережения, потом помогали духовные чада из Москвы. Заново пришлось восстанавливать купола, заказывать иконостас, расписывать стены, крыть крышу, стелить полы, наводить порядок на церковном погосте, заросшем бурьяном.

Была у отца Сергия мечта, что с его прибытием во Флоровское понаедет православный люд, образуется община. И, действительно, народу за эти годы приезжало много, из разных уголков страны. Гостили даже богоискатели из Дании и Германии, бежавшие из своих стран от ювенальной юстиции, – помогали по строительству, участвовали в богослужении. Но, к сожалению, не задержались… Впрочем, батюшка не унывает – главное, что храм восстановлен, и служится литургия. Народу, правда, немного набирается: если человек десять, то у батюшки уже праздник на душе. Ну, а зимуют во Флоровском всего три человека – сам старенький священник и две его помощницы. Одна из них, тётя Галя, Галина Елисеевна Стручкова, приехала сюда следом за своим духовником из Москвы. С тех пор вот уже почти четверть века усердно помогает ему по хозяйству.

Но вот тётя Галя зовёт нас из храма на обед. В деревенской трапезной, наворачивая наваристые щи да жареную картошечку с грибами и соленьями, продолжаем нашу беседу.

– Родился я в 1926 году недалеко от этих мест в потомственной священнической семье, – рассказывает отец Сергий. – Как по линии отца, так и по линии матери все мужчины в роду были священнослужителями. Единственный, кто отошёл от Церкви и веры, – мой отец. Он был дитя своего времени, его юность и молодость совпали с революцией и становлением советской власти. Мама втайне от отца крестила меня у своего папы, моего дедушки, священника Николая Добронравова, который жил в соседнем селе. Разумеется, в те годы обстановка была такая, что никакого религиозного воспитания получить я не мог. И настоящее обращение к Богу состоялось уже во время Великой Отечественной войны.

После школы Серёжа Вишневский поступил в ремесленное училище в городе Горький, работал на местном заводе. Здесь он пережил настоящий ужас от первых бомбёжек, от вида крови и фрагментов разорванных человеческих тел. Тут он впервые от всего сердца взмолился Богу: «Господи, спаси и сохрани!» И с тех пор о Нём никогда не забывал. Осенью 1943 года, когда Сергею исполнилось 18 лет, он был призван на срочную военную службу.

Видимо, из-за плохого питания юный призывник был чрезвычайно маленький, худенький и болезненный. Рост его в тот год едва дотягивал до 150 сантиметров, а вес был всего 36 килограммов. На такого солдата не нашлось даже обмундирования. В итоге Сергея отправили не на передовую, а в тыл, на военные предприятия. Сначала в Кировскую область, а затем в Златоуст, что под Челябинском, где он работал и изредка стоял в карауле.

В 1996 году вышел закон, по которому работников военных предприятий и лиц, прослуживших в армии не менее полугода во время Великой Отечественной, приравняли к участникам войны. Отцу Сергию было присвоено звание ветерана.

После войны Сергей Вишневский без колебаний поступает на богословско-пастырские курсы при Ново-девичьем монастыре в Москве. Оканчивает Духовную семинарию и академию. Женится. В 1952 году, на Тихвинскую икону Божьей Матери, его рукополагают в священники.

Своё служение о. Сергий начал в храме Воскресения Христова в Сокольниках, где отслужил 15 лет. Это было время хрущёвских гонений на Церковь. Обезумевший генсек, грозившийся в 80-м году показать по телевизору последнего попа, принялся душить Церковь и священников налогами: нужно было выплатить 60 процентов от доходов. К тому времени в семье Вишневских родилось уже трое сыновей. В день большая семья священника не могла позволить себе тратить на еду более трёх рублей. По воскресным дням детям давали по одной конфетке. Жили очень бедно.

Кроме того, государство посредством КГБ пыталось создать сеть осведомителей в церковной среде. Примерно в то же время настоятель одного из московских храмов по подложному обвинению сдал органам своего собрата по служению, отца Иоанна (Крестьянкина), с которым был знаком отец Сергий. Вызывали «в кабинет» и отца Сергия, предлагали стать сексотом, писать отчёты об антисоветской агитации в церковной среде. В противном случае угрожали опубликовать в газете компромат. Священник кротко, но твёрдо ответил отказом: «Доносить не стану, клеветы не страшусь. Мои прихожане знают правду о том, как живу я и моя семья». Самое интересное, что много позже, во время перестройки, некоторые из кагэбэшников приходили к отцу Сергию каяться в своих прежних грешках перед Церковью и даже становились верующими людьми, примерными прихожанами.

– В то время в Москве оставалось 44 храма, – вспоминает батюшка хрущёвское безвременье, – но верующие были лучше, чем сейчас. Хорошо верить, когда тебе за это ничего не будет. А вот когда за веру можешь крепко получить по голове, – попробуй. Наши прихожане были людьми, проверенными испытаниями, не боящимися идти наперекор общественному мнению и давлению государства.

После храма в Сокольниках отцу Сергию довелось настоятельствовать в Лефортово, Хамовниках, в храме столичной интеллигенции на Неждановой (ныне – Брюсов переулок). В церкви Воскресения на Неждановой окормлялось большое количество людей творческих профессий – писателей, художников, актёров.

Вероятно, именно там нашла отца Сергия актриса Ирина Константиновна Скобцева, супруга великого русского режиссёра Сергея Фёдоровича Бондарчука. Она просила настоятеля навестить на дому своего болящего супруга и поговорить с ним о вере. Разговор был непростой. Священник говорил режиссёру о том, что со смертью тела не заканчивается жизнь души и что Бог, без всякого сомнения, есть. В конце разговора Сергей Фёдорович немного помолчал, будто раздумывая, и вдруг промолвил: «Есть в тебе что-то такое, что… не поверить нельзя. Тебе – верю».

Незадолго до кончины Сергея Фёдоровича причастил настоятель Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Эту историю он описал в своей книге «Несвятые святые». Отец Сергий Вишневский был одним из тех священнослужителей, кто отпевал великого режиссёра и проводил его в последний путь.

В 1990 году, когда все четверо сыновей отца Сергия уже стали священниками, а он сам к тому времени являлся настоятелем одного из лучших приходов Москвы – церкви Знамения на Рижском вокзале, он неожиданно для всех пишет прошение о переводе его на служение в Ярославскую епархию. И переезжает на ПМЖ в родное село Флоровское восстанавливать храм, в котором служил дед. Уезжает, бросив самое что ни на есть «хлебное» место, как в омут с головой, – без пенсии, без зарплаты, без каких-либо других средств к существованию.
– Мне все родственники говорили: да ты что, с ума сошёл, в таком возрасте в такие дебри лезешь?! – смеётся отец Сергий.
– Батюшка, а как же вы решились на такой шаг? Почему?
– Зов предков, наверное…

И с тех пор он здесь. Кстати, приятной неожиданностью было увидеть на столе у батюшки последний номер журнала «Русский Дом». Оказывается, отец Сергий выписывает наш журнал вот уже 15 лет и читает его «от корки до корки». Отлично работает почта Большесельского района Ярославской области – поразительная оперативность!

Когда батюшка вышел провожать нас к машине, он вдруг встрепенулся:
– Я же вам ещё свою коллекцию не показал! Я филателист с 20-летним стажем!
К сожалению, нам пришлось отказаться: уже темнело, а ещё предстояло выбраться на трассу. В следующий раз – обязательно. На Флора и Лавра. Благословение седого старца и – в дорогу!

Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ,
спец. корр. «РД»
Москва – Флоровское
Фото Андрея КРИКУНОВА
и Владимира ЕШТОКИНА