Ирина Свистунова - Тайна семи городов Апокалипсиса

Архив: 


Град четвертый. Фиатира (Продолжение. Начало в № 1, 2, 3, 4–2015)
 

Лидийский город Фиатира, в котором находилась четвёртая из семи церквей Апокалипсиса, почти растворился в постройках современного турецкого города Ак-Хисар. Долгое время Фиатиру считали утраченной, до тех пор, пока в конце XVII века её не обнаружил английский консул в Смирне. Однако археологические раскопки здесь начались только во второй половине XX века и продолжаются до сих пор.

Фиатира разделяет судьбу многих других античных городов – остатки древнего города находятся прямо под современными постройками, что ограничивает возможности их изучения. В этом городе различные исторические эпохи неразрывно соседствуют, образуя причудливые пейзажи. Символическое значение Фиатирской церкви связывают с эпохой распространения христианства среди различных народов.

Что же представляла собою Фиатира в первые века христианства и каковы были отличительные особенности этого города?

Фиатира не имела особого административного или религиозного значения в языческом мире, в ней не было известных святилищ, привлекавших паломников. Но город отличался удачным местоположением на пересечении торговых путей. Возможно, именно благодаря этой особенности в Фиатире были развиты занятия различными ремёслами, среди которых выделялись изготовление тканей редкого и особенно ценившегося в то время пурпурного цвета, а также выплавка меди.

Фиатирские ремесленники были объединены в гильдии, члены которых поддерживали тесное общение между собой. Такая структура общества представляла особое испытание для фиатирских христиан. Обязательные совместные трапезы членов гильдии принято было начинать и заканчивать принесением жертвы языческим богам. Мясо жертвенных животных употреблялось в пищу во время общей трапезы. Нередко местом проведения совместных трапез становились языческие храмы. Участие в подобном обеде, по существу, означало участие в языческом религиозном ритуале. Если же христианин отказывался от подобного общения с гильдией, это грозило ему потерей деловых связей и ухудшением материального положения. По этой причине фиатирские христиане нередко оказывались перед сложным выбором между богатством и совестью.

Тем более удивительно, что, несмотря на такие препятствия, к началу III века Фиатира полностью стала христианским городом. Пророчество Апокалипсиса осуществилось. Язычество древнего мира пало в результате борьбы с христианством.

О Фиатире упоминается не только в Апокалипсисе, но и в книге Деяний апостолов. Фиатира была родиной святой Лидии – одной из первых женщин-христианок, принявшей крещение от апостола Павла. Лидия жила с семьёй в македонском городе Филиппы, когда апостол пришёл туда с проповедью. Семья Лидии занималась торговлей пурпурной тканью, или багряницей, известным центром производства которой была её родина Фиатира. Ремесло родного города приносило Лидии немалый доход, который она использовала для материальной поддержки новой веры и её последователей. Дом Лидии в Филиппах был местом собраний христианской общины. Так ученица апостола Павла служила успеху апостольской проповеди.


Любопытно, что в первой половине XIX века, когда русский путешественник Авраам Норов посетил Фиатиру, торговля багряницей всё ещё оставалась важным занятием местных жителей. По свидетельству Норова, основная часть произведённой здесь ткани направлялась в порт Смирну, а оттуда в Россию.
 
Подобно исследователям, изучающим Фиатиру в наше время, А. Норов пытался отыскать следы древней Фиатирской церкви, которой в Апокалипсисе обещана «власть над язычниками и звезда утренняя». Известно, что здесь был построен один из первых христианских храмов в этом регионе, но следы его затерялись. По одной из версий, местная мечеть Улу-джами построена на фундаменте древней церкви, создание которой может относиться к первым векам христианской эры. Норов обнаружил в этом городе ещё один необычный памятник христианской истории – греческую церковь в пещере под кладбищем. Церковь напоминала об эпохе гонений на христиан, когда они вынуждены были скрываться в катакомбах.

Точное местоположение самой древней Фиатирской церкви окончательно не установлено до сих пор. Но судьбы Божии не измеряются привычными для людей мерками и не определяются поверхностными событиями. В Фиатире различные эпохи словно растворяются друг в друге, напоминая о том, что город символизирует период расцвета христианства в различных странах.

Говорят, что в стены некоторых старых домов Фиатиры встроены беломраморные обломки античных строений. Когда-то в городе было много построек из белого мрамора, обильные залежи которого находились в окрестных горах. Даже современное турецкое название города Ак-Хисар – Белая крепость – связывают с обилием мрамора в этих местах. Считается, что фиатирский период мировой истории охватывает время от Средневековья до крестовых походов. Именно в фиатирскую эпоху на мировой исторической сцене появилась Россия как новая православная держава, правителя которой на Востоке нередко называли «Белый царь».
       (Продолжение следует)

Ирина Александровна СВИСТУНОВА,
спец. корр. «РД»
Москва – Малая Азия
Фото автора