Протоиерей Александр Шаргунов - «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»



1 февраля – Неделя о мытаре и фарисее

 


Хорошо начинается молитва фарисея: «Боже, благодарю Тебя!» Так обычно начиналась личная и общественная молитва в ветхозаветной Церкви. Это была, прежде всего, молитва хвалы и благодарения. Мы помним, как однажды в присутствии Своих учеников Господь употребляет её: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли (Мф. 11, 25).

На этом сходство заканчивается. Всегда было и всегда есть за что благодарить Господа – за великие милости и чудеса, которые Бог не переставал умножать со дня творения человека и в течение всей истории спасения. Рукою крепкою и мышцею высокою Он вывел Свой народ из Египта в Землю обетованную. Своим милосердием положил конец Вавилонскому пленению и возвратил народ на его родину. С пришествием в мир Христа эта память о благодеяниях Божиих должна была переполнять всё. Жизнь обновилась через Него. Он воскресил Лазаря, сокрывая тайны Царства Божия от мудрых и разумных и открывая их младенцам.

Но фарисей не думал о Боге, а только о себе. Он благодарит Бога, но не за Его чудеса, а за то чудо, каким он сам себе представляется, и о котором, не колеблясь, возвещает громогласно. Он отличается от других, потому что он лучше их: он не вор, не обидчик, не прелюбодей, ни тем более мытарь – вроде этого, который стоит позади него – там, в глубине храма. Человек, который не может не вызывать отвращения и который наносит оскорбление его взору. Он не таков. Он постится, он скрупулёзно отдаёт десятину.

Однако этот фарисей просто-напросто хвастун. К тому же, более болтливый и наивный, чем другие. Увы, его зло – глубже. Слово Божие точно определяет его: этот фарисей принадлежит к числу тех, кто считает себя праведником, чувствует уверенность в себе и презирает грешников. Он не испытывает нужды в покаянии,  а значит, и в милосердии и чудесах Божиих.

С мытарем всё обстоит абсолютно иначе. Ему потребовалось собрать всё своё мужество, чтобы дерзнуть войти в храм. В самом деле, он – вне общества, он – презираем и осуждаем безповоротно общественным мнением. Он должен ежедневно утирать со своего лица плевки благомыслящих правоверных. И молитва, которую фарисей произносит в его присутствии, несомненно, намеренно возвышая свой голос различимыми для всех словами, направлена на то, чтобы ещё более унизить его, сделать ещё более тяжким его состояние.

Перед лицом Божиим и перед этим, само собой разумеется, праведником, он – ничто. Тем более ему нечего предложить Богу, нет у него ни одного доброго дела, ни малейшей заслуги, никакого права что-то из себя представлять. Он стоит с пустыми руками и сердцем, наполненным отчаянием.

Но именно в глубине этого отчаяния есть одно, что может его спасти – милосердие, кроткая жалость Господня. Он взывает к ней, он хватается за неё почти без всякой надежды. И этого оказывается довольно. Он может ничего не бояться. Насколько низко он может пасть, настолько ниже будет всегда смирение и кроткое милосердие Божие, с которым он однажды встретится, несмотря ни на что. И тогда он встанет посреди пения Божией Матери «Величит душа Моя Господа», посреди заповедей блаженства «Блаженны нищие духом», посреди всех псалмов. Он встанет посреди истории нашего спасения. Ибо эта вера, уходящая вся в милосердие Божие, даёт возможность распространяться этому милосердию без конца – там, где самодостаточность фарисея останавливает его. И только так жалость Господня может продолжать и сегодня свои чудеса.

И отныне только такая молитва, только такое благодарение имеет значение. То, которое взывает к милосердию Божию и которое дерзает надеяться, что оно всё превозможет. И только оно. Милосердие – это непостижимое немощное Божие, которое есть также Его всемогущая сила, способная совершать чудеса. Благодарю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты умилосердился надо мной, грешным.

Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ

Комментарии

Да величит душа ваша Господа. Как русская изба красна пирогами проповедь отца Александра - того же цвета нитью, коей в его нравоучении проходит то, что спасение утопающего грешника ни в коем случае не дело рук самого утопающего, если только он из горла личной гордыни не посчитает ниже собственного достоинства выдавить захлёбывающийся вопль явки с повинной. Как на мой взгляд благотворно заразительно объяснение священника, что подчас даже не покаяния, а одного лишь добровольного намерения выйти из тени дьявольской крыши, признаться в своих непотребствах, скверномыслии и лиходеяних, ничтожнейшей тяги к самоуничижению хватает милосердному господу для проявления готовности амнистировать из сострадания и человеколюбия предавшего всех и вся. В этом случае скорей свинья тебя слопает с потрохами, чем выдаст бог.И вообще.И На растерзание фарисеям.