Александр Вяземский - Мастера битвы и коня


5 декабря 1924 года, 90 лет назад, в Палехе была организована артель древней живописи
 

Сказочное искусство Палеха – уникальное явление в художественной и культурной жизни России. По легенде, село Палех возникло после того, как монахи-иконописцы скрылись в лесах от монголо-татар. Первое упоминание в летописи о Палехе относится к первой половине XVII века, но есть все основания полагать, что село куда древнее. Ещё во времена князя Андрея Боголюбского (сына Юрия Долгорукого) во Владимиро-Суздальском княжестве начали развиваться ремёсла, в том числе и иконописание.

Если ранее иконы изготавливались в монастырях, то начиная с XIII века  возникают мастерские, объединяющие иконописцев из посадского населения. Искусство в виде кустарного производства продолжало жить и при татаро-монгольском иге. В этот период вместо больших икон распространение получили маленькие иконки, которые можно было носить с собой. Палех долгое время жил обособленной и замкнутой жизнью. В нём не было монастырей, где писались летописи, поэтому мало документальных свидетельств о Палехе. Лишь в 1762–1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм, расписанный и богато украшенный палехскими мастерами. Ныне это филиал Государственного музея палехского искусства.

Вплоть до начала XIX века Палех в отличие от промышленно развитых Мстёры и Холуя продолжал сохранять очень простые формы иконного производства, замкнутого кругом семьи. Палешанин продолжал заниматься сельским хозяйством (чего не было в Мстёре и Холуе) и писал иконы в свободное от полевых работ время. Иконы в Палехе творились долго и тщательно по старинным образцам, поэтому были дороги. Распространялись они в основном среди старообрядцев и любителей древностей. Палешане делали также стенные церковные росписи в различных городах. Некоторые иконописцы могли работать вдали от Палеха годами, обогащаясь при этом знаниями и впечатлениями. Широкое общение с окружающим миром в сочетании с культурой древнерусской живописи определили значительную развитость палешан, которые по своему уровню стояли гораздо выше обычного крестьянства.

В 1814 году И.В. Гёте, заинтересовавшись суздальскими иконописцами, выразил желание получить о них сведения. В ответ владимирский губернатор сообщил, что среди иконописных сёл выделяется своим искусством помещичье село Палех. В нём иконописанием занимаются 600 душ, а особым мастерством миниатюрного письма отличаются крестьяне Андрей и Иван Александровичи Каурцевы. Две иконы их работы – «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь» – и были отосланы Гёте. Палехскими иконами восхищались Чехов, Некрасов, Лесков.

После Октябрьской революции палехские мастера остались без работы – иконы оказались под запретом и перестали пользоваться спросом. Многие иконописцы стали заниматься сельским хозяйством, осваивать другие ремёсла: сапожное, извоз, плетение лаптей, изготовление игрушек и посуды и т. д. После окончания Гражданской войны промысел стал понемногу оживать.

Его новым основателем стал москвич: Иван Голиков родился в Москве в семье потомственного художника-иконописца с трёхвековыми художественными традициями. С 14 лет он, старший в семье, занимался реставрацией живописи, росписью церквей и монастырей. Расписывал церковь Святоозерского монастыря, оставил крупицы своей работы в Новодевичьем монастыре, Грановитой палате, в московских и питерских храмах. В конце 1922 года увидел чёрную шкатулку из папье-маше с многоцветной росписью из Федоскина и очаровался ею. Решил попробовать сам. И написал творёным золотом и серебром на донцах фотографических ванночек из папье-маше свою первую миниатюру «Адам в раю». Глазунов отнёс её в Кустарный музей, где заинтересовались этой работой и тут же выдали полуфабрикат для дальнейшей работы. Это обстоятельство вдохновило Голикова, и он начал работать более уверенно, заразил других мастеров. Промысел зажил и стал обрастать новыми легендами. Самого Голикова называли мастером коня, битвы и огня.

Сегодня Палех – один из четырёх центров лаковой миниатюры России. Более 500 художников поддерживают и развивают иконописную традицию. Среди них широко известны работы современных мастеров – Кукулиевых, Влезько, Мельникова, Морозова и многих других. Есть в Палехе и художественное училище имени Горького, выпускающее художников-миниатюристов. В знаменитом селе сегодня работают пять иконописных мастерских.

Все изделия Палеха – авторские с применением ручного труда. По-прежнему особой популярностью пользуются палехские шкатулки – торжество битвы и коня, русской тройки и огня. Недаром лучшие иллюстрации к «Слову о полку Игореве» принадлежат художникам-палешанам. Проблемой, стоящей сегодня перед Палехом, как и перед любым самобытным промыслом, стало появление огромного количества подделок, изготавливаемых в различных регионах России и продающихся «под Палех». Надо выработать единый товарный знак и свято соблюдать его значение, охрану авторских прав и первородство промысла!

Александр Александрович ВЯЗЕМСКИЙ