Александр Бобров - Первый летописец


9 ноября 1114 года, 900 лет назад почил преподобный Нестор, автор «Повести временных лет»

 


Главная заслуга Нестора – первого писателя и агиографа, автора «Повести временных лет», заключается в том, что его труд наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры, истории, этики. Эти труды доказывают, что в Европе был целый ряд высоко цивилизованных славянских государств, что бы нам ни внушали сегодня западнофилы. Нестор по праву канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобного, и 27 октября (9 ноября по н. ст.) верующие Православной Церкви отмечают день памяти преподобного Нестора летописца, в Ближних пещерах почивающего, в день его преставления.

Из самой «Повести временных лет» известно, что в конце XI в. Нестор жил в Печерском монастыре. Рассказывая под 1096 г. о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нём не имеется.

Преподобный Нестор родился в Киеве. Юношей он пришёл к преподобному Феодосию в Лавру и стал послушником. Постриг преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия игумен Стефан. При нём же он был посвящён во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты-затворника (впоследствии Новгородского святителя), прельщённого в иудейское мудрствование.

Преподобный глубоко ценил истинное знание, соединённое со смирением и покаянием. В Печерской обители было тогда много высоких мужей, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Блаженный Нестор так пишет об этом сам: «Когда Стефан управлял монастырём и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы как светила сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками; другие тверды были на бдении или на коленопреклонной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой… Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними и изъявляя полную покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь, потом шли к игумену, кланялись и упрашивали принять брата, и принимали с великой радостью».

Нестор под влиянием таких наглядных примеров и под руководством таких наставников стал настоящим подвижником и просветителем. Как было глубоко смирение его, видно всякий раз, как только касается он собственной личности в своих писаниях. Иначе не называет он себя, как худым, недостойным, грешным Нестором, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия.

В Киеве установлен помпезный памятник великой княгине Ольге, которая похожа на германскую Брунгильду. У подножия величественной женщины скромно сидит за своим свитком преподобный Нестор – русский летописец.

Слово «русский» имеет длительную историю, употребляется с древнейших времён. Например, в общем русско-украинском историческом памятнике «Повесть временных лет» говорится о Руси, Русской земле, о русских (как о славянском народе), русских князьях, русском законе, русских потомках. Чёрное море называется в нём Понтийским и тут же в качестве эквивалента именуется Русским: «Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывёт Русским». О Киеве в летописи сказано как о центре русской земли, которая называется Русью, Киев определяется князем Олегом как «матерь городов русских». Но мы не найдём здесь слов «Украина», «украинский» и «украинец». Так что если к кому-то и уместно сегодня предъявлять какие-то претензии, то только к мнимым украм. Пусть объяснят без сказок, мифов и выдумок, откуда они появились на нашей русской земле? Кто они такие? Чего они хотят – все мы видим. Наши русские корни мы легко находим в летописях и других исторических документах, но откуда среди нас появились они со своими мифами и сказками?

Наименование «русский язык» тоже древний термин. Его находим в Ипатьевской летописи, в которой под 898 годом говорится: «А словенськ язык и рускый – один». Как видим, ещё не было ни Украины, ни России, ни Москвы, а русский язык уже был.

Александр Александрович БОБРОВ