Вера Парафонова - Стекольных дел мастера

Почти два с половиной века мастера стекольного дела радели за своё родное предприятие, расположенное в российской глубинке – селе Николо-Пёстровка (в дальнейшем город Никольск) Пензенской области. Десятки династий никольских стеклоделов воспитал Никольско-Бахметевский завод.


Известно, что первые стекольные заводы в России начали возникать лишь в начале XVII века. Это были совсем небольшие артели с малым числом работников. Постепенно расширяясь, они вырастали в мануфактуры.

В 1764 году отставной секунд-майор Алексей Иванович Бахметев получил разрешение на строительство своих фабрик от самой императрицы Екатерины II. Одна из фабрик предназначалась для выпуска оконного стекла, другая – для производства хрусталя и третья – для выработки простой посуды. Вот из таких крохотных заводиков и развились отечественные стекольные заводы.

Наивысшего процветания производство хрусталя на никольском предприятии достигло в годы владения им последним из рода Бахметевых – внуке основателя Алексее Николаевиче. При нём завод выполняет большой объём специальных и самых разнообразных заказов для дворцов и церквей, торговых товариществ и флота, очень престижных для предприятия и его владельца.

Алексей Николаевич детей не имел. И, опасаясь, что при вынужденном разделе родового имения между потомством трёх его сестёр пострадают интересы любимых им предприятий, он назначил наследником своего внучатого племянника князя Александра Дмитриевича Оболенского.

Очевидно, «пение» хрусталя развивало у мастеров алмазной грани и удивительную музыкальность. Организованный в 1904 году младшим сыном князя Оболенского оркестр народных инструментов исполнительским искусством покорил жителей многих городов России. Даже в пожарной части Николо-Пёстровки был свой духовой оркестр! И сами владельцы завода не были обделены талантами: великолепно пели, играли в собственных оркестрах и созданных театрах.
Жители Николо-Пёстровки подразделялись на два общества: фабричных и крестьян. Каждый рабочий имел свой дом и огород и жил трудом на фабрике, а крестьяне пользовались по общему закону своей надельной землёй, но очень многие из них ходили на фабрику, на подённую работу.

Наивысших успехов в ремесле достиг Александр Вершинин (1765–1828), став главным мастером завода. За создание хрустального сервиза на 70 персон для царского стола император Александр I подарил мастеру золотые часы.
«Вершининский стакан» – прозвано в народе главное творение Александра Вершинина. Всего он создал 12 подобных шедевров. Самая сложная картина-аппликация – с гуляющими в парке людьми, плавающими в пруду уточками, поющими в ветвях деревьев птицами, с барским домом на заднем плане – была размещена между двойными стенками гранёного стакана. Долгие годы уникальное изделие сохраняло свой первозданный вид, пока в середине 1990-х этот самый ценный музейный экспонат не был украден в результате разбойного нападения.

Бахметевский хрусталь изначально отличался чистотой массы и «благородным холодновато-серебристым колёром». Чёткости и остроты граней («острая отделка») добивались кропотливой ручной работой. Никольские мастера применяли практически все техники стеклоделия, существовавшие в мире.

Например, знаменитый шар с клумбой выполнен в технике «миллефиори» – это разновидность венецианской нити. Получившая в своё время широкое распространение древняя техника – филигрань – стала традиционной и на Бахметевском заводе. Предметы украшались широкими лентами из стекла, дротиками разных цветов, создававшими в толще стеклянной массы спиральный или кружевной рисунок. Это одна из сложнейших техник в стеклоделии, требующая высочайшего мастерства выдувальщика и глубокого знания особенностей «горячего» стекла.

Дореволюционная коллекция заводского музея сильна не только дорогостоящими работами, созданными в единичных экземплярах, но и образцами простой посуды массового изготовления, разнообразными люстрами, подсвечниками, бра, садовыми светильниками, нарядными керосиновыми лампами. Сохранившиеся в музее некоторые предметы церковной утвари свидетельствуют о богатстве и изысканности былого убранства церкви Воскресения Христова – одной из красивейших в Пензенской губернии, построенной Бахметевым в самом начале XIX века. Старожилы рассказывали, что даже пол в этом храме был из плит голубого стекла.

В 1900 году Никольско-Бахметевский завод изготавливает экспонаты для Всемирной промышленной выставки в Париже – два ликёрных прибора, прибор для пива и серию стаканов. Эта коллекция завоевала Большую золотую медаль – высшую награду выставки.

Ныне один из самых посещаемых в Пензенской области Никольский музей стекла и хрусталя насчитывает 13,5 тысячи экспонатов. Это крупнейшее собрание – ярчайшая страница в истории отечественного стеклоделия.

Сам завод не дожил до своего 250-летия (3 августа 2014 года) и был закрыт в 2010 году, не сумев преодолеть разразившийся промышленный кризис после развала СССР. За свою многовековую историю Никольско-Бахметевский завод не раз переживал трудные времена – пугачёвский бунт, революции, войны, смену владельцев – и каждый раз возрождался.

Сейчас надежда на восстановление былой славы остаётся. Вот уже появилась «Бахметевская артель», возрождающая традиции и уже приступившая к выпуску изделий на основе знаменитых заводских образцов...

Вера Александровна
ПАРАФОНОВА