Станислав Минаков - «Молитесь Ему, ибо все мы грешники»



У Иоанна Предтечи на псковском Завеличье
 


«Молитесь ему, ибо все мы грешники», – улыбчиво и мягко говорит отец Владимир Крук после чтения акафиста святому Предтече Господню Иоанну. Вместе с ним и его маленькой внучкой, усердно сорок минут певшей с нами «Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень», мы стоим в самом древнем храме Пскова – Рождества Иоанна Крестителя.

Нас всех вместе в этот день на акафисте 14 человек. Акафист Иоанну Крестителю здесь читают раз в неделю, по вторникам. Нам повезло: в третий день празднования Святой Троицы мы здесь…

Троичная трёхдневная дужка замыкается удивительно: первый день празднования, 8 июня, начался для нас со службы в Святогорском монастыре в Пушкинских горах, в Успенском храме, со стороны алтарной части коего покоятся «убиенный болярин Александр», матушка и иные родичи Александра Сергеевича.

Вместить в голове невозможно: храм этот впервые упоминается в летописях под 1243 годом как уже существующий. Храм был возведён лет на сто раньше: общепринятая дата строительства собора – начало 1140-х гг., известный исследователь храма 1970–1980-х С.П. Михайлов считал, что даже 1124–1127 гг.

Можно ступить два шага и дотронуться до выступов и ниш в древних стенах, где под спудом покоятся мощи святых, например, преподобномученицы Евпраксии (псковской княгини Евфросинии), которая не только святая, но и являет собой такое связующее звено: будучи, с одной стороны, племянницей знаменитой преподобной Евфросинии Полоцкой, а с другой – тёткой псковскому святому благоверному князю Довмонту-Тимофею. Тому самому, что многократно выходил с дружиной в несколько десятков человек против изрядно превосходивших сил противника и побивал их. Это в честь него основная часть Псковского кремля (Крома) носит название Довмонтов город.

Русская древность, в которой живут современные псковитяне, израстает в них изнутри, сызмальства, как дерево, сплетаясь с недавней историей.

В храме Рождества Иоанна Предтечи установлен кованый крест-икона Животворящего Креста Господня, на нём написано: «На сем месте погребены расстрелянные и замученные жертвы иноземного и отечественного насилия».

При восстановительных работах в соборе в 1991–1993 гг. тут были найдены костные останки и черепа с пулевыми отверстиями. Известно, что здесь себя «проявили» не только оккупационные немецко-фашистские войска, но и наши соотечественники в безбожное время, впав в помрачение, позабыв, что они православные, творили братоубийство и кощунство. Псковитяне хранят память и о том, что последнюю настоятельницу Иоанно-Предтеченской обители игуменью Ерминию репрессировали за то, что она укрыла под видом могилы здесь на монастырском кладбище церковные ценности. Матушка была отправлена в ссылку на Урал, затем на Валдай.

О нашем безпамятстве говорят и факты размещения в храме в былые дни заводских помещений, складов, не прижившегося «Театра слова», а также асфальтовой закатки в 1962 г. территории прихрамового кладбища, на котором сыздавна покоились многие достойные граждане Пскова, включая нескольких губернаторов XIX в. Уничтожено, «срыто» монастырское кладбище было ещё в 1925 г. по решению губисполкома.

***
Историки рассказывают: Ивановский (Иоанно-Предтеченский женский) монастырь был основан в 1243 г. прп. княгиней Евфросинией Рогволдовной, в иночестве св. Евпраксией, которая на собственные деньги выстроила первый каменный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи на левом берегу реки Великой, теперь это напротив (через реку) Варлаамовской крепостной башни. По преданию, она была и первой игуменьей Ивановского монастыря…

В XIII в. Иоанно-Предтеченский монастырь находился под покровительством семьи Довмонта. На протяжении нескольких веков Ивановский собор служил местом погребения псковских княгинь: в его синодике записаны 10 княгинь-инокинь. В храме погребены были не только Евпраксия, но и княгиня Мария Дмитриевна (в иночестве Марфа, известная как Марфа Псковская), жена псковского князя Довмонта. Она была внучкой Александра Невского, монашеский постриг приняла в Иоанно-Предтеченском монастыре, где и почила в 1300 г.

По описи 1743 г. в Иоанновском монастыре подвизались всего-то 5 монахинь, в начале 1764 г. – лишь игуменья и две инокини. А накануне русской смуты ХХ в., в 1915 г., монастырь населяли уже 135 сестёр. В 1910–1912 гг. здесь трижды бывала преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, приезжавшая к своему духовнику, преподобному Гавриилу Спасо-Елеазаровскому.

С 1990-х в соборе Иоанна Предтечи возобновились службы – как в действующей приходской церкви.

***
Выйдя за калитку храма и пройдя метров сто, мы оказываемся на берегу реки Великой, за которой открывается отрадный, великий вид на Псковскую крепость, город Довмонта. Град Святой Троицы, как предрекала уроженка этих мест святая равноапостольная княгиня Ольга, которая останавливалась примерно на том месте, где замерли и мы.

Солнечные лучи в прореху облаков падают на вспыхивающие белизной стены и золотом купола Троицкого собора, исторично и грозово высящегося на фоне чёрных туч, застеливших небо Отечества.

Станислав Александрович Минаков