София Келина - Возвращение святыни


Помню, как однажды во время службы в нашем старинном пражском храме Успения Пресвятой Богородицы к церковной лавке подошёл широко улыбающийся, крепкий мужчина и стал расспрашивать, как найти протоиерея Сержана Яблановича.

 


Он был совершенно необходим украинскому предпринимателю, у которого три недели назад родился сын. Крестить своего первенца тот решил непременно у сербского священника отца Сержана.
– Он такой весёлый, радостный, неунывающий! – объяснял молодой папа. – Исключительно добрый. Словно отец родной. Недаром детишки его святым Микулашем называют…

В храме об этом знали. Часто, когда отец Сержан шёл по Праге со своими дочками Милицей и Марией, дети начинали показывать на него пальцем и громко кричать: «Микулаш! Микулаш!» Именно так любовно называют в Чехии святителя Николая. Видимо, сыграла роль длинная седая борода и необыкновенно добрые, исполненные любви и радости глаза сербского священника. Молодого отца нам пришлось тогда огорчить. Его любимый «Микулаш» отбыл со всей семьёй в отпуск в родную Приштину, где родился и вырос. Куда после окончания Белградского университета вернулся в самый разгар трагических событий.

ВЕСЁЛЫЙ БАТЮШКА

В течение многих лет видел молодой журналист Серджан Яблонович боль и ужас распятого албанскими боевиками древнего Косово. До 1999 года на его территории было более 1800 православных храмов, монастырей, часовен. Через пять лет их осталось менее ста. Это был настоящий духовный геноцид.

В страшный 2004 год во время албанского мятежа только в столице Косова Приштине за один день было разрушено и осквернено 35 православных храмов. Погибли сотни людей. Боевики бомбили и жгли монастыри. Оставшиеся в живых православные монахи не уходили от растерзанных святынь. Ставили палатки на развалинах своих монастырей, денно и нощно молились. Умереть монахи не боялись. Страшно было потерять свою святую, родную, православную землю.

В Приштине журналист Серджан Яблонович встретил великих подвижников и исповедников Православной веры. Не раз приезжал к ним сербский патриарх Павел. Серджан работал тогда в Национальной библиотеке Приштины, где под его началом вышли две книги Патриарха Павла. Создал он при библиотеке православную воскресную школу, которую посещали более 150 студентов и школьников.

В Приштине встретил он владыку Артемия Радосавлевича, тогдашнего епископа Рашко-Призренского, непримиримого борца за свободу православного Косова, духовного сына святого преподобного Иустина Поповича.

Владыка Артемий считал, что «Косово для сербского народа то же, что сердце для человека. Если сердца не станет, оборвётся жизнь человека. В Косове наши корни, наша история, вера, культура, наша державность. Если мы примем его отделение от Сербии, то нас, сербов, как нации уже не будет». Непримиримая позиция владыки Артемия вызывала открытую злобу у албанских националистов и многих политиков, спешивших вступить в Евросоюз.

Владыка внимательно присматривался к энергичному, способному, преданному Православной вере журналисту. И понимал, что перед ним – настоящий священник. Сам же Серджан считал, что недостоин духовного звания, и всячески старался отложить своё рукоположение. Напрасно. Вскоре в чтецы его рукоположил сам Патриарх Павел.

В 2000 году в Косово приехал с гуманитарной помощью пражский архиепископ владыка Христофор. И пригласил к себе в Прагу епископа Артемия вместе с талантливым журналистом Серджаном Яблоновичем. Интересный факт: оба епископа, сербский и пражский, не сговариваясь, увидели в нём самоотверженного служителя Церкви. В Пражской православной епархии с 1930 года не было сербского священника. Соглашение было достигнуто без всяких проблем. Получив благословение обоих владык, Серджан Яблонович стал священником Чешской Православной Церкви и остался с женой жить в Праге. Здесь родились его дочки. Служить ему довелось в старинном храме Успения Пресвятой Богородицы на мемориальном православном Ольшанском кладбище, где были похоронены сотни сербов.
 

Вокруг энергичного неунывающего отца Серджана формировалась сербская православная община. У него появилось много духовных чад, среди которых был и известный пражский тележурналист Патрик Кайзер. Их сблизила не только общая профессия, но и искренняя глубокая любовь к распятому Косово, где Патрику довелось уже несколько раз побывать.

В конце 2012 года на Николу Зимнего он крестился у отца Серджана. И совсем не случайно взял себе православное имя Никола. Этому шагу предшествовала драматическая опасная история. Однажды в мае в день памяти святителя Николая отец Серджан рассказал всем православным, собравшимся в Успенском храме, поразительную историю пути Патрика Кайзера к Православной вере и её величайшему святому.

НАДО БЫТЬ ЧЕСТНЫМ

Началась она в далёком 1999 году, когда после натовских бомбардировок в Косово впервые отправился талантливый тележурналист Патрик Кайзер. Он был против «заказных обличительных материалов» и хотел увидеть происходящее здесь собственными глазами. И Патрик писал правду. А она была страшной. 18 марта 2004 года Патрику Кайзеру и его другу фотографу Радовану Павлиште довелось увидеть своими глазами одно из самых страшных преступлений албанских боевиков.

Это побоище западные СМИ цинично назвали «Хрустальная ночь Косово». Так же как раньше назвали они бомбёжки Белграда операцией «Милосердный Ангел». Так же как называют сейчас оккупацией искреннее стремление миллионов крымчан вернуться домой, в Россию. События меняются, ложь остаётся.

Не веря своим глазам, шёл тогда Патрик со своим коллегой по растерзанным улицам древней прекрасной Приштины. Это был самый разгар трагического конфликта между косовскими сербами и албанцами, переросший в откровенный геноцид сербского населения.

Албанские боевики не пощадили и главную святыню Приштины – кафедральный собор святителя Николая, построенный в 1830 году на месте древнего монастыря, известного ещё с 1544 года.

С 2003 года албанские боевики вообще отменили православные праздники. Изо дня в день запугивали они прихожан, запрещали им приходить на службы. Расстреливали православных на порогах их домов, сжигали их вместе с обитателями.

Из четырёх служивших раньше в соборе священников остался только один – отважный настоятель храма Мирослав Попадич. Не раз боевики врывались в храм, забрасывали его камнями. Все окна были разбиты, и по опустевшему храму гулял ветер.

18 марта 2004 года в ход пошли уже бутылки с зажигательной смесью. Пылали сотни жилых домов. Сначала сгорела городская больница. Потом подожгли собор. Он горел, как свеча. Только по заступничеству святителя Николая сумел спастись в страшном море огня прятавшийся в подвале отец Мирослав.

Патрик Кайзер с другом подошли к руинам горящего храма и сфотографировали его. Какая-то властная сила запрещала им покинуть поруганную святыню. И они вошли внутрь. Под ногами хрустело стекло и разбитые оклады. Внезапно журналисты остановились. Перед ними лежала обгоревшая икона святителя Николая. Написана эта храмовая икона была в середине XIX века, и на протяжении многих лет у неё совершались чудотворения. Глазам молодых журналистов предстало настоящее чудо: в страшном смертоносном пожаре, полностью уничтожившем большой храм и все его святыни, сохранился только этот образ. Он основательно обгорел и был испачкан сажей, но сохранился!

Не раздумывая, Патрик спрятал горячую от огня икону под куртку. На руинах храма в любой момент могли появиться албанские боевики и, обнаружив у журналиста православную святыню, застрелить на месте. Но страха почему-то не было. Патрик крепче прижал икону к своему сердцу.

И святитель Николай хранил своих спасителей. Домой чешские журналисты вернулись без единой царапины, отдали икону опытному пражскому реставратору. Прошло немало времени, и древний образ полностью восстановили. В душе Патрика происходили серьёзные перемены. Его постоянно тянуло в Успенский храм на Ольшаны. Вскоре отец Серджан покрестил чешского журналиста в Православную веру. И совсем не случайно дал ему имя Никола. Журналист гордился своим небесным покровителем.

От сербских друзей он узнавал, как идёт в Приштине реставрация Никольского собора. Несмотря на категорические протесты владыки Артемия, проводить её всё же разрешили разрушителям-албанцам. Они работали из рук вон плохо, расхищали строительные материалы. Но храм неудержимо восставал из руин. На престольный праздник 2011 года сербы отслужили в нём первую литургию.

…В октябре 2011 года автомобиль Николы-Патрика Кайзера пересёк границу Косово. Под резиновым ковриком в салоне автомобиля была спрятана икона святителя Николая, заботливо упакованная в пластик. Возвратить её в Приштину в мирное время было не менее опасно, чем вывезти во время погрома. На границе албанские таможенники потребовали заплатить за проезд пошлину в 30 евро. У журналиста, прекрасно знавшего ненасытную жадность албанцев, был план. Он спокойно заявил, что имеет только платёжную карту. Ближайший банкомат стоял за несколько метров от пограничного переезда. Таможенники разрешили подъехать к автомату, и журналист быстро снял со счёта нужную сумму. Оставив автомобиль со спрятанной иконой, вернулся к таможенникам, отдал деньги. Путь на Приштину был свободен.

С замиранием сердца подъезжал журналист к восстановленному собору. Там его уже ждал иерей Стево Митрич. Они осторожно внесли икону внутрь абсолютно нового православного храма. Сняли упаковку, поставили образ на аналой. Священник с благоговением возжёг свечи и стал кадить вокруг чудотворного древнего образа. Святитель Николай вернулся домой.

София  КЕЛИНА, г. Прага