Анатолий Уралов - Просвещённая Европа и славянские рабы

Архив: 

В середине XIII века в итальянских городах, где занималась заря гуманизма, состоятельные граждане довольно потирали руки: рабы подешевели, а их выбор стал больше...
 


Подавляющее большинство этих граждан наверняка не знали причины сего приятного изменения на невольничьем рынке и вряд ли ею интересовались. А дело было в несчастьях Русской земли, в разорении и установлении её вассальной зависимости от Орды. На протяжении нескольких столетий русским людям пришлось жить в соседстве с реальной опасностью – оказаться схваченным «татарами» и быть «уведённым в полон». Наши предки знали, что это означает рабство. Правда, по горячим следам некоторым князьям, Ивану Калите, например, удавалось выкупать некую часть пленников, но небольшую. Слишком дорогой это был товар.

Масштабы длительного бедствия были огромны. Исследователь ужаснулся бы тому, что в самом начале вторжения на русские земли в 1237 году монгольский военачальник хана Батыя потребовал от рязанского князя «во всём десятину – и в людях, и в конях, и в скотах». В людях – означало, что добровольно отдадут в рабы десятую часть населения. Итальянец Плане Карпини, проехавший по Руси в Монголию в 1245–1246 годах, подтверждает эти данные. Он же рассказывает о том, как поступали монголы с населением тех городов, которые изъявили покорность перед пришедшими из глубины Азии захватчиками: «А когда же выйдут к ним, то спрашивают, кто у них ремесленники, и их отправляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топором».

Массовый увод людей в рабство сопровождал весь долгий период монгольского ига. Современник хана Узбека, правившего в Золотой Орде с 1313 по 1342 год, писал о нём: «Сколько раз он убивал их мужчин, забирал в плен женщин и детей, уводил их рабами в разные страны». Их – не только русских, но черкесов, осетин и других жителей Восточно-Европейской равнины и предгорий Кавказа, где разбойничала Золотая Орда. Практически сразу же после «великого похода на Запад» (XIII век) монголы наладили широкий экспорт рабов. Многих покупали южные страны – Персия, Египет и т. д., где рабство всегда было одним из столпов общественного устройства.

Ордынцы угоняли людей в рабство и для себя, и на продажу. Для себя – чтобы использовать и на тяжёлых работах, и в качестве личной прислуги, и для изготовления тех вещей, которые сами полудикие степняки делать не умели. Поэтому среди рабов искусные ремесленники ценились более всего. Руками рабов возводились города, строились корабли (на Волге и Каспии), украшались дворцы и мечети. Естественно, особо грамотные мастера содержались в менее суровых условиях. А некоторые даже имели семьи и пользовались относительной свободой. Фламандец Рубрук, посетивший Монголию и столицу монголов Каракорум в 1255 году, встретил там русского ювелира Козьму. Он изготовил ханский трон и ханскую печать и стал любимцем хана Гуюка. А другому русскому мастеру, искусному строителю, дали в жёны француженку по имени Пакетта... Но это лишь любопытные исключения – участь большинства была незавидной. И если обычный пленник не заканчивал свой век в пастухах где-то на Алтае или в Зауралье, то погибал ещё молодым на войне. Монголы широко применяли пленных в качестве живого щита – первой шеренги, которая принимала на себя удар вражеских стрел, копий и мечей...

И хотя в XV веке Золотая Орда распалась на ряд ханств, «ордынская» угроза для Руси не исчезла. Набеги с уводом в рабство совершались и из Казанского ханства, и особенно из Крымского. Именно через Крым в течение трёх с половиной веков, до самого петровского времени, шёл обескровливающий русские земли поток рабов. Крымчаки совершали набеги небольшими отрядами регулярно, реже – крупными ордами. Убивали, жгли, грабили, но всегда главной их целью был захват пленных, ибо работорговля была опорой государства-паразита Крымского ханства, вскоре после своего образования отдавшегося под патронаж Турции.

«Полон – главная добыча, – писал историк Ключевский, – особенно мальчики и девочки. Для этого крымцы брали с собой ременные верёвки, чтобы связывать пленников, и даже большие корзины, куда сажали схваченных детей. Пленники продавались в Турцию и другие страны. Кафа (ныне Феодосия) была главным невольничьим рынком, где всегда можно было найти десятки тысяч пленников и пленниц из Польши, Литвы и Московии». Здесь, в Крыму, пленников грузили на корабли и развозили в Константинополь (ныне Стамбул), Анатолию (азиатская часть Турции, которая тогда владела Балканами) и в другие края Европы, Азии и Африки...»

Пленные прибывали в Крым в таком количестве, что один еврей-меняла, по рассказу литовского путешественника Михалона, сидя у единственных ворот Перекопи (Перекопа), которые вели в Крым, и видя нескончаемые вереницы пленных, спрашивал у Михалона, есть ли ещё люди в тех странах или уже не осталось никого. Ещё раз процитируем Ключевского: «В XIV веке в городах по берегам Чёрного и Средиземного моря можно было встретить немало рабынь, которые укачивали хозяйских ребят польской или русской колыбельной песней.

Во всём Крыму не было другой прислуги, кроме пленников. Московские пленники за своё умение убегать ценились на крымских рынках дешевле польских и литовских; выводя живой товар на рынок гуськом, скованными за шею, продавцы громко кричали, что это рабы самые свежие, простые, нехитрые, только что приведённые из народа королевского, польского, а не московского». На живой товар в Кафе слетались пронырливые и хищные западноевропейские купцы, в основном из Италии и Франции. Больше всего работорговцев набегало из Венеции, Пизы, Генуи, Флоренции.

Трудно, практически невозможно найти сведения о позорном промысле итальянских и французских «христиан», которые покупали у татар-мусульман христианских рабов из Восточной Европы. Но современные западноевропейские учёные исследовали архивные материалы о сделках, заключавшихся в те времена, и смогли составить довольно подробную картину происходившего. Особым спросом в итальянских городах пользовались женщины. Возраст – не старше 40 лет, наиболее ценными считались более молодые – от 16 до 30 лет. Часто упоминаются русские рабы и рабыни, причём многие записаны в документах как «белые татары» (то есть купленные у татар, но явно иного происхождения). Однако имена пленников указывают на их этническое происхождение: Евдокия, Марфа, Евфросинья.

Анализ архивов французского города Руссильона показал, что русские рабы составляли 22% от общего их числа. Женщины ценились очень высоко. В 1429 г. 17-летняя русская девушка была куплена в Венеции за 2093 лиры – это максимальная цена из всех известных историкам сделок. После русских ценились выше всего черкешенки, дешевле – татарки, их продавали за 136–139 лир. В 1465 году одна синьора из Флоренции писала своему сыну: «...Раз ты женишься, тебе необходимо будет взять рабыню. Если ты имеешь это намерение, напиши какую... Какую-либо татарку, которые все выносливы в работе, или черкешенку, отличающуюся, как и все её соплеменницы, здоровьем и силой, или русскую, то есть из России, которые выдаются своей красотой и сложением». Ещё раз уточним, что в этом тексте значение слова «татарка» вовсе не совпадает с тем, что мы вкладываем в него сегодня.

В представлении той флорентийской дамы татарка – «восточная женщина»; на картах того времени все земли восточнее центра временной России обозначались словом «Татар», другое значение термина – мусульманка.

Отношение к рабам в Италии, где, заметим к слову, именно в то время происходил расцвет «гуманизма», было крайне жестоким. В Венеции хозяева имели законное право пытать и казнить рабов любыми способами. А что касается гуманизма, то были и шаги «для очистки совести»: обратить в рабство католика считалось преступлением, и рабы-христиане (русские) никакими послаблениями не пользовались.

Русских скупали для использования на галерах, где гребцы были прикованы к своим «рабочим местам». Таких гребцов могли видеть не то что венецианцы XIV века, но и «три мушкетёра» французского короля в XVII столетии. Потому что угон людей в рабство крымскими хищниками происходил и в XVII веке, и после воссоединения Украины с Россией.

...Примечательно, что уже в XV веке в итальянских частных письмах фиксируются жалобы на то, что рабов становится меньше, а цены на них – выше. Это отголосок борьбы возрождающейся России за свою свободу. Как мы знаем, процесс этот был долгим и мучительным. Когда уже в конце XVIII века, при Екатерине II, Крым был сокрушён, там были освобождены десятки тысяч русских рабов. Собственно, тогда и закончилась, казалось бы, навсегда печальная история торговли людьми, взятыми в полон на нашей территории.

Но сейчас, в XXI веке, проблема похищения людей и торговли людьми возникла снова. О ней говорят официальные представители Евросоюза и Интерпола. Десятки тысяч женщин из Восточной Европы, в том числе из России, находятся на рабском положении в «передовых» странах «просвещённого» Запада. Их не ведут скованными по дорогам, их заманивают обманом. Так же как обманом вывозят детей, а там либо пускают в секс-индустрию, либо разделывают на «запчасти» – вырезают их органы для пересадки богатым западным пациентам.
Так что не будем торопиться считать тему только исторической...

Анатолий Борисович
Уралов