Роман Илющенко - Задача «номер один»

Архив: 
...Среди нынешних офицеров вообще редки люди с неиспорченной мотивацией служения, а отсюда с высоким боевым духом. А воин, лишённый высокого идеала, не видящий его в своих командирах, никогда не будет победителем!
 


Заблудившиеся в трёх соснах

«С конца XVIII века, – пишет исследовавший этот вопрос кандидат исторических наук, капитан 1-го ранга запаса А. Григорьев, – в Русской армии существовало понятие воинского духа, которое имело в виду нечто, присущее человеку, в частности высшую искру Божию – ум и волю. Это понятие слагалось из разума (системы знаний и боевого опыта) и нравственных качеств (совести, милосердия, патриотизма и пр.).

Довольно долго понятия «воинский дух» и «святой долг» работали, так как были наполнены конкретным содержанием, проверены временем и освящены христианскими истинами, пока их не заменили трудно поддающимися расшифровке терминами «морально-политическая подготовка» или «моральный потенциал».

К сожалению, нынешние командиры и начальники с трудом понимают разницу в этих понятиях. Сказываются десятилетия насаждавшихся в обществе идей материализма и атеизма. Дух в этот период имел второстепенное, прилагательное значение, его путали с идеологией. Поэтому и поднимать пытались, соответственно, то политпропагандой и агитбригадами, то фронтовыми «ста граммами», повышением денежного содержания или пошивом новой формы.

«Бог – наш генерал»

Идея службы – служения накрепко связана с идеей жертвенной избранности, готовности к самопожертвованию. В России, поступая на ратную службу, люди давали клятву – присягали на верность, целовали крест. Понятие «службы», «служения» было знакомо, понятно, близко каждому русскому человеку, воспитанному в Церкви. Её Глава – Христос – был не только Царём Царей, но одновременно и послушным Отцу Сыном и Учителем, умывающим ноги Своим ученикам!

Таким образом, служение рассматривалось как некое духовно-нравственное состояние личности человека, когда она сознательно подчиняет свою волю осуществлению высших идеальных целей в своей жизни. Служение всегда связано с самопожертвованием, самоотдачей и самоограничением. Несмотря на идеальность целей, служение всегда конкретно и проявляется в предметной деятельности человека и воина.

То, что ныне вызывает непотребный жеребячий гогот и стёб у людей, утративших понятие о происхождении основополагающих принципов служения, когда-то лежало в основе успехов победоносной Русской армии. Победы Петра Первого, Румянцева, Суворова, Ушакова, Багратиона, Кутузова, Ермолова, Скобелева – это победы, одержанные воспитанным в таком духе русским солдатом, руководимым знающим толк в службе офицером. Ни более совершенное оружие, ни численность противника в тех победах не имели существенного значения. Тогда, как и всегда на полях сражений, главенствовал дух! Тот полководец, которому удавалось подъять, зажечь его в одухотворённом, готовом к этому солдате, тот и становился победителем сражения. «Бог наш генерал, Он нас водит!» – говорил Суворов.

Проблема русской армии сегодня не в том, что нет чудо-богатырей, а в том, что нет воспитавших бы их «суворовых» – одухотворённых служак! Среди нынешних офицеров вообще редки люди с неиспорченной мотивацией служения, а отсюда с высоким боевым духом. А воин, лишённый высокого идеала, не видящий его в своих командирах, никогда не будет победителем! Сегодня, увы, слишком многие офицеры и солдаты, ставшие профессионалами, не служат, а «тянут лямку», чтобы получить взамен должность, пенсию, квартиру, льготы. Ими явно «водит» не Бог.

Тапочки для «настоящих полковников»

Больно смотреть на лицемерие, трусость, воровскую суетливость, подобострастие, хамство, рвачество, продажность, читаемую в глазах офицеров нашей армии. Всё забыто, вышучено, опошлено до неузнаваемости, перевёрнуто с ног на голову, сдано в пыльный архив или покрыто лакированной музейной коростой.

…От вернувшегося из «горячей» кавказской командировки офицера узнал, какую задачу он получил перед убытием туда от генерала: поставить отметку в командировочном удостоверении о пребывании там (с целью получения льгот «ветерана боевых действий») его сыну, который всё это время не отрывал своего зада от служебного кресла в одном из управлений… На новогоднем корпоративном вечере отдыха «замполит» одной из частей предложил конкурс: офицер зажимает между ног банан, а женщины-сослуживицы должны его без помощи рук очистить… На мероприятии, посвящённом 25-летию вывода советских войск из Афганистана, увешанные медалями лопоухие кадеты фотографировались с ветераном, у которого на груди сиротливо висела одна – «За боевые заслуги»… В одном из военторговских ларьков при высоком штабе увидел сувениры: дебильные статуэтки в виде застывших в нелепых позах офицеров, «лейтенантские» подушки-думки, тапочки для «настоящих полковников» и прочий китч в виде различных побрякушек. «А что? Прикольно!» – сказал один из покупателей в майорских погонах…

Щит Родины – армию, где подобные «картинки» стали привычны и уже не режут ни взгляд, ни слух, необходимо спасать. От всего, что не имеет ничего общего с жертвенным, благородным духом настоящего служения. Кому по плечу эта задача? Только ли начавшему возвращаться в строй военному священству?

Роман Алексеевич ИЛЮЩЕНКО