Крест – место откровения. «Когда вознесете Сына Человеческого, узнаете, что это Я», –говорит Господь (Ин. 8, 28). Крест – место Апокалипсиса, раскрытие не только тайны Бога, но и человека, в личной судьбе и в истории. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, преследуемых зверем и убиенных; тела их были выставлены напоказ на месте, которое «духовно именуется Содом, и Египет, где и Господь наш распят» (Откр. 11, 8).
Это есть место, где пребывает вся Церковь до конца времён.
И сегодня Церковь, призывая свергнуть запинающий нас грех и с терпением проходить предлежащее нам поприще, напоминает о том, что Господь вместо предлежавшей Ему радости претерпел Крест. О какой радости идёт речь? О полноте блаженства, которую Господь превечно имел у Отца, и которой Он вольно лишил Себя в воплощении? Или о радости лёгкой земной победы, предложенной Ему искусителем в пустыне? Или, может быть, о призрачной радости спасения от смерти, когда Он с воплем молился в Гефсимании: «Впрочем не Моя, — говоря, — Отче, но Твоя воля да будет» (Лк. 22, 42), и отверг эту обманчивую радость с тем, чтобы достигнуть той, которую Он имел изначально, и дать её всем?
«Есть некоторые из стоящих здесь, — говорит в Евангелии Господь, — которые не вкусят смерти, как увидят уже Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Ещё не о Втором Пришествии говорит Господь, а о земной победе. О победе, которой причастились Христовы ученики в Его Воскресении, и которой некоторые из нас, стоящих здесь, сподобляются и сподобятся, узнавая то, что «око не видело и ухо не слышало, и что не всходило на сердце человека».
И о земной победе, которую должны были одержать апостолы, и которая ещё может быть сегодня дарована Церкви, хотя, почеловечески рассуждая, это абсолютно немыслимо. Что впереди могло ждать тогда Христа? — Смерть. Как разорителя Закона и преступника. И эти ученики, которые, конечно же, рассеются, как только будет поражён Пастырь, — их сотрут совершенно с лица земли, и следа от их Учителя и от них не останется в мире. Но через 30 лет с небольшим после того, как были сказаны эти слова, как свидетельствует история, христианство распространилось по всей Малой Азии. Антиохия стала великим центром Церкви Христовой, христианство проникло в Египет, укрепилось в Александрии, пересекло море и прибыло в Рим, и заняло Грецию. Совершилось победоносное, ничем не остановимое шествие веры Христовой в мире. Невозможное человекам оказалось возможным Богу.
Задумаемся в свете Креста, о путях Божиих в истории, которые столь часто — «не наши пути», о судьбах России, о революции, о святом мученике Государе, обо всём, что происходит в мире. Постараемся увидеть в этом свете всё, что совершается лично с каждым из нас. Совершенно очевидно, что успех или неуспех всякого начинания и предприятия зависит от того, насколько с нами Бог. «С нами Бог» — вот что с предельною силою означает распятие Христово. За грехи и беззакония наши предано поруганию наше Отечество, и мы терпим поражение за поражением. Сколько раз Ты спасал нас, Господи, заповедью Твоею, светом лица Твоего! А теперь Ты не хочешь идти с нами, потому что мы идём с силой мира сего. И мы становимся, как говорит псалом, добычей ненавидящих нас, но мы не можем забыть Тебя!
Но мы не должны ни на мгновение забывать о том, что Крест — не только сила, но и немощь, не только победа, но и поражение. В самом деле, разве Господь обещал Своим земное благоденствие? Разумеется, Он дал хлеб расслабленному от усталости и голода народу, но Он сделал это для того, чтобы научить, что есть другой Хлеб, сшедший с небес, и для того, чтобы дать этот Хлеб, пришёл Он в мир. Он не обещает радостей земных Своим друзьям — Он возвещает, что они будут гонимы за имя Его.
И в политическом плане мы приходим к таким же утверждениям. Если бы верность Богу всегда была источником исторических побед, успех народов был бы доказательством благословения Божия, а неуспех — отвержения. «Посмотрите, — говорят, — на Америку и Европу, каким они наслаждаются благополучием и миром! И всё это потому, что народы их не отступили от веры и нравственности, как Россия, которая вполне достойна теперь своей печальной участи». Но ничто так не опасно, как подобный скорый и поверхностный суд, который видит в успехе оправдание. Это ещё надо действительно разобраться, какая там вера, и насколько прочна их нравственность, и кто на самом деле ближе стоит к Кресту Христову. Возьмите, например, Голландию и Швецию, которые опережают другие страны по материальному процветанию и всевозможным демократическим свободам, и в то же время не желают никому уступать первенство по распространённости разврата и числу самоубийств.
И священная история Ветхого Завета свидетельствует, что избранный народ мог быть исполненным скорби народом, а победа языческих народов вовсе не означала их избрания. Тем более в Новом Завете — странно было бы предаваться земным иллюзиям. Как будто Христос не бежал от толпы, которая хотела сделать Его царём. Как будто Он не противопоставлял Божие и кесарево. Как будто Он на вопрос Пилата: «Ты — Царь Израилев?» — не дал решительного ответа: «Царство Мое не от мира сего». Однако есть Божий суд в истории, ибо вся история как бы пронизана тайной Креста, и эта тайна упраздняет одновременную, на одной плоскости лежащую взаимозависимость правды и счастья.
То же самое следует сказать о судьбе последнего нашего святого мученика Царя, который является символом подлинной России. Мы помним, как противники канонизации Императора Николая Александровича строили свои доказательства, прежде всего, на ложном, крестоборческом богословии: «Государь, — допускали они, — смертью своей искупил личные грехи, но не более». Книга Иова многострадального напоминает нам, как опасны подобные заблуждения. В ней — ответ на очевидный соблазн, который составляет несправедливость этого мира, где невинные столь часто являются жертвами, в то время как их гонители торжествуют.
«Где же Бог?» — в отчаянии вопрошают ревнители земной правды. Бог — на Кресте. Он на учает нас ценить земное согласно его значению. И Бог раздаёт богатства Своим врагам точно так же, как друзьям. Он светит солнцем и дождь посылает на неблагодарных и злых, чтобы, как говорит святой Иоанн Златоуст, сделать их безответными в день суда, а праведникам, беззаконно мучимым, воздать большим утешением. А может быть, для того, чтобы луч света так коснулся однажды кого-нибудь из злых на земле, что перевернулась бы его душа, и он с изумлением взглянул на милосердного Господа.
Вспомни сегодня, каждый из нас, как щедро одаряла тебя жизнь, чтобы ты увидел Жизнеподателя. Но задумайся и о том, чего и зачем ты в жизни был лишён, — может быть, здоровья, или, может быть, брака, или удачи в любимом деле, или самого близкого человека. Крест — временное поражение — не даёт удовлетвориться земным. Он открывает душу вечной жизни. Но Крест не противоречит земному плану, потому что он предполагает его существование. Земное — это плоть, которой нельзя пренебрегать, потому что она дана нам Богом. И тайну тела, как тайну души, мы не можем никогда до конца постигнуть. Единственное, что мы знаем о нашем теле, — с этим телом мы умрём и воскреснем.
Тайна творения и искупления — единая тайна Божественной любви, которая нам говорит: «Какая польза человеку (или какая польза народу), если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26).
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ