Анатолий Елдашев - Бог в русской истории

Архив: 

О книге Леонида Петровича Решетникова «Вернуться в Россию. Третий путь или тупики безнадёжности»

 


Возвращение к Богу, к заповедям Божиим, к основам морали и нравственности, исстари присущих нашим благочестивым предкам, – эта тема красной нитью пронизывает книгу Леонида Решетникова.

История Руси-России должна была пресечься ещё тогда, в XIII веке, и в начале XVII века, да и в смуту февраля – октября 1917 года. Но раз сохранилась в тех сложнейших катаклизмах и нестроениях, значит, была ещё нужна Богу. В своей книге Леонид Решетников чётко показывает, что злом 1917 года, подрыв тысячелетнего русского национального кода произошёл не вдруг и не сразу. К нему Россия шла если не с Радищева и Новикова, то по крайней мере с 1825 года, с восстания декабристов. Декабристы «разбудили» Герцена, тот своим «Колоколом» поднял разночинцев, те – народников, а там и до марксистов и большевиков было уже недалеко.

Сначала от Бога отвернулась так называемая элита, а потом стали постепенно отходить и отдельные народные слои. В этой связи остаётся недостаточно ещё изученной тема – роль учащихся духовных учебных заведений в расшатывании устоев Церкви и империи. Последние исследования казанских историков Липакова и Хохлова рисуют картину активного участия студентов Казанской духовной семинарии в революционных разрушительных процессах осенью 1905 года, когда при штурме здания семинарии на Воскресенской улице (ныне Кремлёвская) были ранены и погибли десятки человек, в том числе и полицейские.

А разве отход от Бога бывшего учащегося Тифлисской духовной семинарии Иосифа Джугашвили об этом красноречиво не свидетельствует?

У нас, казанцев, тоже был свой доморощенный атеист, вольтерианец, друг европейского бунтовщика Вольтера – дворянин Василий Ипатович Полянский, дядя Льва Толстого. Возможно, его воззрения и воплотились через столетие в «новую религию» его племянника?

Россию не раз «закрывали», обливали ушатами грязи, неоднократно выносили смертельный приговор, пытались взорвать изнутри, орды и полчища врагов сметали города и веси. Но она, Русь-Россия, стоит наперекор своим врагам вот уже второе тысячелетие, и об этом тоже повествует книга Леонида Решетникова.

Это книга-предупреждение, она по праву становится в один ряд с фильмом архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря «Гибель империи. Византийский урок». Эти произведения духа заставляют задуматься каждого мыслящего человека, остановиться в том безконечном и безсмысленном беге по кругу, в котором ныне пребывает большинство населения страны.

Когда одни ввергнуты в психоз денежного обогащения, теряя совесть и скукоживая свою душу, а другие поставлены на грань физического выживания. Сегодняшняя прозападная неолиберальная модель вопиющего социального расслоения общества, как справедливо отмечает автор, это тупик. И чем глубже мы в него входим, тем тяжелее будет из него выйти. Счастье большинства, что оно этого не понимает, ему просто некогда, нет времени об этом задуматься.

Решетников поднялся над сиюминутной суетой, и там с высоты он увидел (не каждому историку и исследователю это дано) будущее страны: её взлет, динамику развития. Если не вернёмся к Богу, не вернёмся к духовности, не вернёмся к империи (не в западном, не в британском понимании), то неминуем крах, распад некогда большой страны. Мы и так сжались как шагреневая кожа территориально до границ середины XVII века, потеряв все завоевания, начиная с Петра I и до Николая II. Необходима консолидация всех здоровых сил общества.

Россия как цивилизация мешала и мешает многим на Западе. Ему не нужны конкуренты. Ему нужен колосс на глиняных ногах. Россия всегда была в списке на уничтожение под №1. Это произошло с ней в 1917 году, с Советским Союзом – в 1991 году. Запад навязывает нам тип человека, свободного от всех моральных принципов. Он формирует привыкание нашей общественности и в первую очередь молодёжи к аморальности, бездуховности, безнравственности.
Ныне как никогда необходима политическая воля не только властей предержащих, но и широких слоёв населения. Необходима цементирующая государственная идеология. Без неё духовный кризис общества только разрастается.

Это вторая книга Решетникова, с которой я ознакомился в последнее время. Первая – «Русский Лемнос», история исхода из Крыма армии Врангеля в 1920 году. Об этой книге «Русский Дом» рассказывал в №1 за 2012 год. Это книга-прорыв, книга-откровение. Повествование об истории выживания в невероятно тяжёлых, нечеловеческих условиях на пустынном греческом острове. Наши предки выдержали и это, выстояли, показав всему миру силу русского духа, пример служения долгу, Отчизне, ибо дух не ведает страха.

Книгу Леонида Петровича Решетникова надо читать не торопясь, вдумчиво, ибо она пропущена через сердце. Исповедальные чувства очень глубоко потом остаются в душе, в памяти читателей. Книгу писал государственник, глубоко любящий Россию, страдающий за неё, за свой народ, желающий ей возвращения к Христу, духовного возрастания и только на этой составляющей – экономического подъёма. Иного пути нет, иного не дано. Ибо иное – это распад, хаос, десятки жалких марионеточных новообразований, в которых ничтожные проценты будут жировать за счёт остальных, сверхэксплуатация, которая даже и не снилась в годы советской власти.

Анатолий Михайлович ЕЛДАШЕВ,
историк, г. Казань