Александр Сегень - Предстоятель

Архив: 


Жизнеописание Алексия Михайловича Ридигера –Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Продолжение. Публикуется в «РД» 6–12, 2012 г., 1–12, 2013 г., 1, 2, 2014 г.)


 


В субботу 9 июня Святейший отдыхал, готовился к завтрашней интронизации. Она состоялась в неделю Всех Святых в Богоявленском Елоховском соборе Москвы. Божественную литургию Святейшему помогали совершать Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, представитель Патриарха Антиохийского епископ Филиппопольский Нифон, постоянные и временные члены Священного Синода и многочисленное духовенство. Около девяти часов утра Святейший прибыл в собор, на кафедре состоялось облачение по патриаршему чину с возложением великого парамана с крестом.

– Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный, помилуй нас! – трижды пропели хор и собравшиеся.
– Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя, – возгласил новый Патриарх.
Все в храме стали возжигать свечи. На горнем месте рядом с Патриархом встали Белорусский и Украинский Экзархи, оба Филарета. Митрополит Минский возгласил:
– Вонмем!
Митрополит Киевский продолжил:
– Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о святых своих православных Церквах, посаждает на престоле святых первосвятителей Российских – Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Гермогена и Тихона – отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха великого града Москвы и всея Руси, во имя Отца. Аминь. Аксиос!
Два Экзарха усадили наречённого Патриарха на горнем седалище и тотчас, взяв его под руки, подняли.
– Аксиос! – возгласило духовенство.
– Аксисос! Аксиос! Аксиос! – поочерёдно возгласили три хора.
– Аксиос! Аксиос! Аксиос! – трижды повторили все верующие в храме.
– И Сына. Аминь! – произнёс Филарет Киевский.
– Аксиос! – возгласил Филарет Минский.
Экзархи во второй раз посадили и восставили Патриарха. Вновь прозвучало многократное «Аксиос!».
– И Святаго Духа. Аминь!
– Аксиос!
В третий раз усадили…

Собственно говоря, это троекратное усаживание на трон и есть главное действо интронизации. Хотя можно и поспорить… Ведь сидение на троне не является чем-то постоянным в дальнейшей жизни Патриарха. Паства вообще почти никогда и не видит его сидящим на троне. Да ведь он и называется не председателем, а предстоятелем! Человек, обладающий светской государственной властью, действительно чаще всего председательствует пред своим народом. Иное дело Патриарх. Он предстоятельствует пред Богом за свой народ. Он не сидит. Он стоит на ногах или на коленях перед Всевышним. Впереди всех. И собою заслоняя всех от Его гнева. Молит Творца, да пощадит Он Свое грешное творение. Поразительно то, что само слово «предстоятель» отсутствует в других языках, кроме русского, украинского, белорусского, болгарского, сербского. В других его заменяет слово «примаc» – «первенствующий». Это даже по-своему дико, учитывая, что однокоренным словом «примат» принято также называть человекоподобных обезьян. Насколько богаче и полнее слово «предстоятель»! Он один между нами и Богом.
В чинопоследовании интронизации, пожалуй, важнее не усаживание на трон, а поднятие с трона, после которого Патриарх из председателя снова становится предстоятелем.

И вот Святейшего Патриарха вновь под руки подняли с трона два Филарета. Ключарь и диаконы поднесли на блюде новый саккос и омофор – верхнее облачение иерарха, подали две панагии и крест. Иподиаконы переоблачили Патриарха. Филарет Минский в Царских вратах возгласил ектению:
– Еще молимся о спасении и заступлении Святейшего Отца нашего Алексия, ныне посаждаемого Патриарха, рцем вси прилежно...
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, встав в Царских вратах лицом к востоку, прочитал молитву:
– Владыко Вседержителю и Господи всяческих, Отче щедрот и Боже всякаго утешения! Ты сохрани пастыря с паствою, зане Ты еси благих вина, Ты еси сила немощным, Ты еси Помощник безпомощным, Ты еси Врач душам и телесем, Спаситель, чаяние и живот, и воскресение, и вся, яже к вечному, спасительному бытию сочетавый нам. Ты вся, яже хощеши, можеши: избави убо, сохрани и покрый, и огради нас. Ты убо, Господи, даждь сему председящему область и благодать решити, еже подобает решити, и вязати, еже подобает вязати. И Церковь Христа Твоего избранником Твоим умудри и, яко добру невесту, сохрани ю. Ты бо всесилен и Вседержитель Бог еси, и Твое есть Царство и сила, и слава Отца и Единородного Твоего Сына и Всесвятаго и Благаго и Животворящаго Твоего Духа.

Литургия окончилась, Святейший в зелёной патриаршей мантии, но ещё не в куколе и без жезла, благословил верующих, выйдя на солею, где его вновь встречали Экзархи. Филарет Минский протянул ему куколь:
– Святейший владыко! Приими и возложи на главу свою сей священный куколь Патриарха. Как и все священнические одежды, он имеет свою историю и значение. Происходя от древнего монашеского обычая покрывать главу иноков покрывалом искреннего смирения и всегдашнего о Господе послушания, куколь есть духовный шлем спасения. Тебе, как Предстоятелю Церкви, как никому надлежит блюсти постоянное духовное любомудрие, уподобляясь ангельскому чину серафимов, пламенеющих любовью к Богу. Их изображение отныне будет покрывать твою главу, отныне ты ангел Всероссийской Церкви, отныне забота о чистоте веры Православной, о чистоте жизни всероссийской паствы становится смыслом твоего служения. И белоснежный куколь, всякий раз возлагаемый на главу, да воспоминает тебе о словах Спасителя: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят».

Святейший, взяв из рук Филарета Минского куколь, поцеловал его и возложил себе на голову сию белоснежную патриаршую Голгофу, увенчанную блистающим крестом.
Филарет Киевский вручил ему жезл:
– Ваше Святейшество новоизбранный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй! Волеизъявлением священного Поместного Собора Русской Православной Церкви ты избран пятнадцатым Патриархом Московским и всея Руси. Если, по словам Христа Спасителя, даже волос не падает с головы человека без воли Божией, то тем более не поставляются предстоятели без соизволения самого Господа – Главы Церкви. Мы верим, что при твоем избрании проявилась воля Божия. Ты согласился взять на себя бремя патриаршего служения, с одной стороны, в благоприятное для нашей Церкви время, когда расширяются возможности духовно-нравственного обновления общества, проявления любви и милосердия к больным, престарелым, инвалидам, сиротам, бедным, заключённым в темницах и ко всем страждущим. А с другой стороны, перед нами стоят проблемы, которых мы раньше не знали. Это прежде всего начавшееся разделение нашей Церкви. Твоё Патриаршество будет проходить в совершенно иных условиях, чем Патриаршество твоих предшественников Алексия и Пимена. Уже сейчас можно сказать, что оно будет трудным и болезненным. Неизвестно, что твоему сердцу придётся больше испытать: радостей или скорбей, но ты не должен смущаться этим. Господь избрал тебя, Он и поможет тебе всесильною благодатью Святого Духа.
Потрясающе сейчас слышать сии слова из уст того, что сам же станет вождём раскола и сделает Патриаршество Алексия II ещё более трудным и болезненным!

– Епископат, клир и вся многомиллионная паства хотят видеть в тебе прежде всего хранителя чистоты Православной и благочестивой нашей веры, заботливого устроителя церковных дел, пекущегося о единстве Церкви и о её благе, – продолжал свою речь Филарет Киевский. – Тебе вручается первосвятительский жезл как символ патриаршей власти и в равной степени ответственности, как опора в трудных обстоятельствах жизни. Мне, митрополиту Киевскому и Галицкому, Экзарху всея Украины, выпала великая честь вручить тебе жезл святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, сына Галицкой земли, перенесшего митрополичью кафедру из Владимира в Москву и провидевшего возвышение и первопрестольное её значение среди городов русских. Прими этот первосвятительский жезл как святыню и призови своё Патриаршее благословение на всю твою необъятную паству, на весь народ Божий, который усердно молился о тебе в эти дни нашего церковного торжества. Призови благословение Божие и на наше Отечество, нуждающееся в примирении его народов, изобилии плодов земных и в духовной пище.
Патриарх принял жезл, символ апостольского хождения по миру с проповедью христианского спасения.

Следующим к нему обратился Предстоятель Грузинской Православной Церкви Илия II, человек, который всегда будет верным Христовым заповедям, все свои силы положит на сохранение мира и любви между народами, всегда называя братьями абхазов и осетин, армян и русских:
– Ваше Святейшество, дорогой и зело возлюбленный во Христе брат! Сегодня невольно вспоминаются слова святого апостола Иоанна Богослова: Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир (1 Ин. 5, 4). Велика наша радость, так как по воле Божией сегодня взошёл на Патриарший престол достойный преемник Всероссийских первоиерархов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Свершилась воля Божия – рождённый от Бога победит мир. Вам, Ваше Святейшество, сегодня Господь вверил обширную всероссийскую паству, вверил в то время, когда необходимо решать многие проблемы, стоящие перед Церковью. Господь да поможет Вам преодолеть все эти трудности. Ещё совсем недавно мы были участниками торжеств тысячелетия Крещения Руси и четырёхсотлетия Патриаршества на Руси, были свидетелями полного единения народа и Церкви. Это единение особенно необходимо в наши дни, когда так ощутим народный дефицит веры, любви и добра, взаимного прощения и милосердия. Только Церковь благодатию Божиею может исцелить недуги и облегчить страдания. Русский народ – это народ богоносный, поэтому ещё в прежние века наша страна именовалась Святой Русью. На протяжении десяти столетий Русская Церковь всегда была стражем Святого Православия, и она продолжает нести эту святую миссию.

Он, грузин, называл Россию «нашей». Нашей она останется для него навсегда, даже когда между Россией и Грузией вспыхнет война.

– Нас всех волнует будущее наших Церквей, – продолжал грузинский Патриарх, – духовная жизнь нашего молодого поколения. Церковь должна указать путь молодёжи, которая сегодня так тянется к Церкви. Церковь своей жизнью должна показать, что, как говорит святой апостол Павел: Во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2, 3). Наша молодёжь идёт в Церковь не только с вопросами, но и со своими недугами, сомнениями и скорбями. Ещё Пушкин писал в одном стихотворении, посвящённом своим отроческим годам, что человек имеет борьбу с тремя демонами, которые расхищают его душу. Это демон гордости, демон жестокости и демон нечистоты. Как характерны эти свойства и для наших дней! Мы должны показать, что исцеление от этих недугов только в Боге, через Церковь. Как сказал известный великий философ Владимир Соловьёв, цель жизни есть обожествление человечества через приближение ко Христу. Мы выражаем надежду, что Ваше первосвятительское служение будет ознаменовано ещё большим укреплением братских отношений между русским и грузинским единоверными народами. Мы приняли в себя и привезли Вам любовь святой Иверии, благословение и покров Пресвятой Богородицы, уделом Которой является наша страна. От лица Священного Синода нашей Церкви, духовенства и верующих Грузии сердечно поздравляю Вас, Ваше Святейшество, с восшествием на Московский Патриарший престол. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом. Служение Ваше да будет мирным и благословенным...
 

С этими словами он вручил Алексию II образ святой равноапостольной Нины. Затем с приветствиями выступили представители братских Церквей – Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской, Болгарской, Армянской. Произнеся ответное слово, Святейший вышел из храма на залитую июньским солнцем площадь и благословил всех верующих.

Из Елоховского собора все отправились в Даниловский монастырь. Там в Патриаршей резиденции состоялся торжественный приём. От государственных властей на нём присутствовали председатель Верховного Совета СССР Лукьянов и надзиратель по делам религий Христораднов. Разумеется, и Горбачёв, и летящий ему на смену Ельцин побрезговали.

На следующий день наступили сороковины Патриарха Пимена, и Святейший совершил в Елоховском соборе литургию и панихиду. Затем он вместе с Патриархом Илией II и соборянами направился к тому, в чьём лице мы чтим всех, кто пал смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны. Патриарх и соборяне возложили венок к могиле Неизвестного солдата у кремлёвской стены. И это было его первое внецерковное действие в патриаршем сане.
Наступило 12 июня – день рождения Александра Невского и Петра Великого. В этот день в 1990 году состоялось уродливое событие – империя добровольно отреклась от своих окраин: собравшийся в Москве первый съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете России!

Причём «за» проголосовали 907 человек, против – 13, воздержались – 9. Чудовищный акт, сравнимый с тем, как если бы кто-то брал к себе в семью приёмных детей, воспитывал их, а потом бы заявил, что более не желает зависеть от них: «Ступайте на все четыре стороны!» Спустя два года этот день объявят праздничной датой и назовут «Днём принятия декларации о государственном суверенитете России», а неофициально – «Днём независимости России». Постепенно отпадёт и слово «независимость», он станет просто «Днём России», и русские люди смирятся с таким праздником, тем более что это день рождения Александра Невского и Петра Великого… Но тогда русские люди, не одурманенные новыми веяниями в политике, осознавали, что сделан ещё один решительный шаг к разгрому великой державы, предвидели близкую огромную беду.

Что можно было бы ожидать, взойди тогда на Патриарший престол либерал-демократ? Не ровён час и он бы поспешил провозгласить суверенитет Русской Церкви от Украинской и Белорусской, от приходов в Прибалтике и Молдавии, в Закавказье и в Средней Азии, в Японии, США, Канаде, Чехословакии, Польше, Западной Европе и Южной Америке! То-то была б радость католикам и униатам! Но, слава Богу, Предстоятелем Русской Церкви в те дни стал убеждённый монархист и державник, всю свою жизнь положивший на то, чтобы объединять, а не раскалывать.

В тот день 12 июня Святейший провёл пресс-конференцию в Даниловском монастыре, на которой говорил о единстве Церкви. Затем он и члены Синода с правого берега Москвы-реки перебрались на левый, прибыли в Кремль, где в Успенском соборе отслужили молебен, поклонились гробницам московских митрополитов и Патриархов, другим святыням. С самой Пасхи 1918 года здесь не проводилось никаких богослужений. Наконец руководителей Церкви соблаговолил принять у себя руководитель государства. Сотрясал воздух своими лживыми и пустозвонными словесами. В своей короткой ответной речи Патриарх подчеркнул самое важное, за что нужно бороться сейчас, в годину всеобщего обвала:

– Мы видим свою задачу в расширении служения милосердия; в возрождении духовной культуры народа, его прекрасных обычаев и уклада жизни; в участии церковных представителей в общественной и государственной деятельности в пределах, дозволяемых церковными канонами и законами государства; в воспитании подлинного патриотизма; в участии в духовном воспитании подрастающего поколения. Мы не ослабим молитв и активных действий по сохранению и упрочению международного мира и мира внутри нашей страны. Мы продолжим исконную традицию Русской Православной Церкви по участию в сохранении и развитии национального, духовного, культурного и исторического самосознания наших народов. Церковь на протяжении всего своего бытия ревностно участвовала в создании нашего многонационального сообщества. И ныне мы считаем своим долгом помогать оздоровлению и плодотворному развитию жизни свободных и равноправных народов, составляющих общее Отечество.

Он говорил о патриотизме, когда всякая сволочь на каждом углу без устали повторяла: «Патриотизм – последнее прибежище негодяя», фразу, произнесённую когда-то давно английским «просветителем» Джонсоном, а затем облюбованную Львом Толстым в годы его либерального помешательства. В разгар перестройки «патриот» стало ругательством, синонимом слов «фашист», «сталинист», «душитель», «антиперестройщик».

Святейший говорил разрушителю державы о сохранении и развитии нашего общего Отечества, а тем временем в Германии Горбачёва провозгласили почётным немцем, и уже печатались его портреты с подписью: «Der Mann, der das größte Reich in der Welt zerstört» – «Человек, разрушивший самую большую империю в мире», и это при том, что СССР ещё существовал! (Автор этой книги и писатель Андрей Битов лично видели их в октябре 1990 года в университетском городе Бохуме и выяснили, что они появились ещё летом.)

Патриарх говорил о мире и милосердии тому, кто разжёг пожары межнациональных конфликтов, дав волю всевозможным «народным фронтам» проливать кровь своих соседей. Тбилиси, Цхинвал, Приднестровье, Баку, Душанбе, Ферганская долина, Прибалтика, Карабах, Ереван – все эти горячие точки вспыхнули на карте Советского Союза на рубеже 1989–1990 годов. И этот разжигатель вражды в том же 1990-м получит Нобелевскую премию мира, которуе циники-учредители вручат ему осенью в Осло.

Но с этим страшным человеком ему, Предстоятелю Церкви, предстояло ещё встречаться, вести переговоры, добиваться от него новых поблажек. И нужно было ни голосом, ни взглядом не выказать своего презрения и ненависти. Тяжек ты, патриарший куколь!

Итогом той встречи стало возвращение Церкви святынь Соловецкого монастыря и добро на его возрождение. Вечером Патриарх и Синод вернулись в Даниловский монастырь, где прошла встреча и беседа с епископатом. Так завершился тот долгий и трудный день.

Вскоре Святейший отправился в северную столицу на торжества, посвящённые прославлению в лике святых праведного Иоанна Кронштадтского. Верхний большой храм монастыря на Карповке только-только начали реставрировать. Малый нижний храм не смог бы вместить в себя и сотой доли петербуржцев, пришедших восславить своего святого. Благо, что погода стояла ясная, хорошая, и торжества можно было провести под открытым небом.

У монастырской стены возвели широкий деревянный помост, который устлали коврами, на нём поставили аналой с двумя большими иконами – Христа Спасителя и праведного Иоанна. К торжествам иконописцем Ириной Владимировной Волочковой был написан трогающий душу сердечный образ народного батюшки – поясной и прямоличный, в зелёной фелони, с золотым наперсным крестом; десница указует на потир, который святой держит в левой руке. И вот, стоя перед этими иконами, Святейший Патриарх, архиереи и хор ленинградского духовенства возгласили:
– Святый праведный отче наш Иоанне, моли Бога за нас!

Верующих собралось столько, что многие стояли на противоположном берегу речки Карповки. Огласив деяние Поместного Собора, освятив икону и совершив молебен, Святейший произнёс речь, которую можно было слышать и на том, противоположном берегу. Поздравив всех с торжеством, он особо отметил:
– По милости Божией прошли тяжёлые времена для Церкви Христовой. Вновь открываются святые обители и храмы Божии. Вновь зажглась лампада в Свято-Иоанновском монастыре, в усыпальнице святого праведного Иоанна Кронштадтского. Возобновляется в обители монашеская жизнь, совершаются службы Божии. Нами уже освящён храм во имя преподобного Иоанна Рыльского.

Постепенно будет восстанавливаться и верхний храм во имя Собора Двенадцати Апостолов. А сегодня впервые будет открыт доступ к усыпальнице в крипте Иоанновского монастыря. Много ещё трудов нужно понести, чтобы возродить, восстановить обитель во всём её благолепии… Мы должны помогать друг другу, чтобы милосердие и благотворительность вернулись в нашу жизнь. Мы должны помнить и не забывать тех, которые больны, одиноки, немощны и стары, нуждаются в человеческой заботе, попечении, проявлении сострадания и милосердия. Эти добродетели явил в своей жизни, в своём пастырском служении святой праведный Иоанн Кронштадтский, молитвенное прославление которого мы сегодня с вами торжественно совершаем.

Святейший передал монастырю иконы и ещё раз поздравил всех с великим событием православной жизни. Летом восстановительные работы в монастыре продолжатся, осенью на купол собора Двенадцати Апостолов взлетит крест, а в храме-усыпальнице к этому времени уже будут установлены иконостас и надгробие над могилой Кронштадтского пастыря.

На другой день Святейший отправился к блаженной Ксении, отслужил молебен у её могилы на Смоленском кладбище. 16 июня – ещё одно важное событие: молебен в Казанском соборе пред мощами Зосимы и Савватия Соловецких, только что возвращёнными Церкви. В тот же день мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где Святейший совершил при них всенощное бдение, а в августе 1992 года они отправятся к себе на Соловки.

В те июньские дни решался весьма важный вопрос о том, кого оставить преемником на Ленинградской кафедре. Выбор Святейшего пал на одного из консервативных архиереев, принадлежащих к правому патриотическому крылу епископата. С ним его связывало единство во многих взглядах и убеждениях.
 
Роднило и общее увлечение трудами и биографией святителя Филарета (Дроздова). Архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн был на полтора года старше Святейшего Патриарха Алексия II. В миру его имя было Иван Матвеевич Снычёв. Он родился 9 октября 1927 года в крестьянской семье в селе Новая Маячка Херсонской области. Родители набожностью не отличались, и ему приходилось скрывать свою веру в Бога. В шестнадцать лет у Вани появился духовный отец – протоиерей Леонид Смирнов. Это было уже когда семья переехала в Бузулук. Здесь Иван стал пономарём храма Петра и Павла, а в августе епископ Оренбургский Мануил (Лемешевский) взял его себе келейником, а в 1946 году постриг в монашество и рукоположил в диаконы.

С 1948 года отец Иоанн уже священник, иеромонах. Тогда же он начал заниматься историко-литературными трудами, помогая своему наставнику в написании многотомного «Списка русских епископов за 60 лет, 1897–1956».

С 1948 по 1955-й владыка Мануил находился в лагерях. В эти годы его келейник учился в Саратовской семинарии и Ленинградской академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. Остался преподавать на кафедре сектоведения. В годы хрущёвских гонений Патриарх Алексий I направил иеромонаха Иоанна вновь в распоряжение Мануила, теперь уже архиепископа Куйбышевского и Сызранского. В 1961 году Мануил возвёл Иоанна в сан игумена, а в 1964-м – в сан архимандрита. После кончины архиерея архимандрит Иоанн продолжил его многотомное сочинение, а также написал книгу о самом незабвенном владыке.

С 1965 года владыка Иоанн – епископ Сызранский, викарий Куйбышевской епархии, временно управляющий Куйбышевской и Ульяновской епархиями.

С 1969 года – епископ, а с 1976-го – архиепископ Куйбышевский и Сызранский.

Ещё с шестидесятых годов он начал писать своё фундаментальное исследование «Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского». Встречаясь с ним, владыка Алексий любил поговорить о Филарете, расспросить о том, какие новые замечательные факты открылись исследователю. Так что архиепископ Иоанн давно уже был у него на примете. Одно только настораживало в нём – излишняя прямолинейность, неумение маневрировать в общении с откровенными неприятелями Церкви. Но по некотором размышлении Святейший всё же остановил свой выбор именно на нём.

Накануне в Ленинграде появился новый властный руководитель – Анатолий Собчак, явно принадлежащий к партии разрушителей. Он стал председателем Ленсовета, а через год сделается мэром города. Именно с его нелёгкой руки возник миф о сапёрных лопатках, которыми звероподобные русские солдафоны убивали в Тбилиси утончённых грузинских красавиц.

20 июля 1990 года архиепископ Иоанн станет митрополитом Ленинградским и первым делом вступит в борьбу за возвращение городу исторического названия Санкт-Петербург. Глядя на митрополита своим тяжёлым взглядом палача, Собчак будет яростно сопротивляться уговорам владыки, но когда большинство жителей города проголосуют за переименование, Анатолий Александрович с ловкостью оборотня переменится и присвоит себе возвращение Петербурга как заслугу.

Александр Юрьевич СЕГЕНЬ
(Продолжение следует.)