Александр Лапин - Что такое национализм и с чем его путают?


   Определимся в терминах

 


Как-то в поезде я столкнулся с молодым парнем, и у нас зашёл разговор о русском народе. О его сегодняшнем состоянии и текущих делах. Вдруг мой собеседник с трепетом спрашивает: «А вы что, националист?» — и смотрит на меня как на упавшего с неба. «Да, — отвечаю я, — а что в этом плохого?» И тут понимаю, что мы просто говорим на разных языках. В одни и те же слова вкладываем неодинаковый смысл.

Тут я задумался о том, как у нас сегодня работают с терминологией. Какие названия присваивают тем или иным явлениям. Наши ангажированные журналисты, не утруждая себя объяснениями, лепят кому ни попадя ярлыки: «ксенофобы», «шовинисты», «антисемиты», «фашисты»… Причём «националисты» тоже постоянно упоминаются в самом негативном контексте.

К примеру, смотрю выпуск новостей на одном из федеральных телеканалов. И ведущий рассказывает, как националисты избили антифашистов. Однако из самого сюжета совершенно непонятно, кто, кого и за что подверг физической расправе. Официальные лица говорят лишь о том, что пока идёт разбирательство.

Комментариев по поводу этнической подоплёки ни один из героев репортажа не даёт. А журналисты уже трубят на всю страну об «очередном преступлении националистов». И несведущий обыватель тут же хватается за голову: «Фашисты!..»

Но прежде чем начать дискуссию, давайте разберёмся с терминами.

КТО ЕСТЬ КТО НА САМОМ ДЕЛЕ?

Возьмём, к примеру, понятие патриотизма. Любой скажет вам: «Патриот — это хорошо!» И патриот — это человек, который любит свою родину.

Но бывает, такая любовь сочетается с чрезмерным превознесением собственной отчизны. Тогда перед нами шовинизм, получивший своё название от имени агрессивного литературного персонажа Никола Шовена. Энциклопедия социологии трактует это понятие следующим образом: «Наиболее одиозная форма национализма, провозглашение национальной исключительности, противопоставление интересов одного этноса (или суперэтноса) интересам всех других этносов, распространение идей национального превосходства, национальной вражды и ненависти».

А я понимаю так: шовинист не только любит свою родину и свой народ, но ещё и ставит их выше всех остальных стран, к которым относится с крайним презрением. Да, это нехорошо. И, к сожалению, такое встречается нередко. Причём русские здесь существенно уступают тем же западным странам, чьё население считает европейскую цивилизацию единственным образцом для подражания. Про Америку, возомнившую себя пупом Земли, уже и не говорю.

Далее в этом же ряду идёт ксенофобия: «Негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужакам. Объектами ксенофобии могут быть как конкретные группы — представители чужой религии (иноверцы), расы, племени или нации (иноплеменники, инородцы), государства (иностранцы) и т. п., так и вообще все "чужие"…» (энциклопедия «Кругосвет»).

В общем, если коротко, это нелюбовь к чужакам. Но заслуживает ли звания ксенофоба тот, кто не испытывает симпатии к выходцам из других государств, приехавшим в его страну, плюющим на её обычаи и сидящим на шее у коренного населения? Тот, кто не любит агрессивных инородцев, заполонивших его город и устанавливающих там свои порядки?

Утруждают ли себя наши СМИ попытками ответить на эти вопросы? Куда проще поголовно записать в ксенофобы всех русских, активно выступающих против засилья чужих на родной земле.

В общем, ксенофоб не любит всех чужаков, и это плохо.

А ЧТО ХОРОШО?

Зато интернационализм — то, что надо! Ещё бы. Ведь могучая советская пропаганда десятилетиями вдалбливала в нас такое представление. Вот что говорит по этому поводу Большая советская энциклопедия: «Интернационализм (от лат. Inter — между и natio — народ), международная солидарность рабочих, трудящихся различных наций и рас, проявляющаяся в психологии, идеологии и политике. Выражая общность положения и интересов рабочего класса различных стран, интернационализм гарантирует правильное решение его национальных и интернациональных задач, обеспечивает единство классового содержания и национальной формы общественного развития, является главной предпосылкой реализации национальных интересов».

А по мне, так это просто способность на равных строить свои отношения с другими народами, любить всех одинаково, без ощущения, что эти «свои», а те — «чужие». И как раз данный принцип в Советском Союзе был искажён до безобразия. Получалось, что русские должны любить всех, кроме своих. Обязаны снять с себя последнюю рубаху и отдать её африканцам, китайцам, не говоря уже о населении союзных республик.

Бывает, националистов и вовсе приравнивают к фашистам. Вот уж действительно, в огороде бузина, а в Киеве дядька. Если в первом случае речь идёт об идеологии, то во втором — о «типе общественного и государственного устройства, противоположном демократии….» (Новейший философский словарь). Фашизм — это не внутреннее ощущение человека, не его чувства и система взглядов, а вполне конкретный политический режим.

ПОРА РАССТАВИТЬ ВСЁ ПО МЕСТАМ

Если вернуться к привычному пониманию рассматриваемых нами терминов, то националистами считали себя и великий русский философ Ильин, и князь Трубецкой, уделившие немало внимания рассмотрению этого вопроса. Ими же, по сути, являлись все те русские люди, которые приумножали мощь и славу России во имя дальнейшего процветания своих соотечественников.

В чистом выражении национализм — это чувство любви к своему народу. И оно никак не унижает другие нации. Сергей Трубецкой в труде «Об истинном и ложном национализме» писал: «В своих отношениях к другим народам истинный националист лишён всякого национального тщеславия или честолюбия. Строя своё миросозерцание на самодовлеющем самопознании, он всегда будет принципиально миролюбив и терпим по отношению ко всякой чужой самобытности. Он будет чужд и искусственного национального обособления».

Единственное, чего бы мне ещё хотелось, — чтобы у данного понятия не было «хорошего» и «плохого» смыслов. Чтобы все воспринимали его в одном-единственном значении, понятном и мне, и вам, и моему молодому собеседнику, беседа с которым побудила меня к этому разговору. То есть каждому, кто действительно любит Россию и русский народ.

Александр Алексеевич ЛАПИН