Николай Ершов - Святитель почил на Крещение



19 января - 120 лет со дня преставления святителя Феофана Затворника

 


Для многих стало неожиданностью, когда епископ Феофан, находясь на пике своей яркой и многогранной церковной деятельности, решил уйти на покой с архиерейской Владимирской кафедры. Ибо он видел идеал монашества в совершенном отречении от всех житейских забот и об избрании для себя такого места жительства, где бы он мог посвятить себя исключительно духовным подвигам.

В 1866 году епископ Феофан подал в Священный Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Успенской Вышинской пустыни, которую полюбил ещё когда возглавлял Тамбовскую епархию. Прошение было удовлетворено.

Современники сравнивали уход епископа Феофана с Владимирской кафедры с поступком святителя Тихона Задонского, который за 100 лет до почитавшего его владыки также покинул Воронежскую кафедру ради безмолвной жизни.

Первые шесть лет в пустыни время, оставшееся от богослужения и молитвы вместе с братией обители, епископ Феофан посвящал литературно-богословским трудам. После Пасхи 1872 года святитель уходит в затвор. Это был колоссальный труд, ежедневный подвиг, который современному человеку и представить невозможно.

Сам же владыка, умаляя свои подвиги, скрывая их перед людьми, словно Василий Блаженный, по глубочайшему смирению, в одном из писем даёт такую характеристику своему затвору: «Меня смех берёт, когда скажет кто, что я в затворе. Это совсем не то. У меня та же жизнь, только выходов и приёмов нет. Затвор же настоящий — не есть, не пить, не спать, ничего не делать, только молиться… Я же говорю с Евдокимом, хожу по балкону и вижу всех, веду переписку… ем, пью и сплю вдоволь. У меня простое уединение на время».

Он устроил в своих келиях малую церковь во имя Крещения Господня, в которой и стал совершать все церковные службы совершенно один, без сослужащих. Он никого не принимал у себя, кроме игумена Аркадия, своего духовника, и келейника Евдокима, так что ни родные, ни знакомые, ни даже лица царского происхождения при посещении монастыря не могли нарушать его затвора.

Именно в это время наибольшего духовного подъёма он написал большинство своих трудов, в том числе — полный комментарий на послания святого апостола Павла, истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей.

Ежедневно святитель Феофан уделял по нескольку часов и переписке, отвечая на приходящие к нему многочисленные письма.

И кем бы ни были его адресаты — студент ли, размышляющий о священническом служении, или епископ, которому нужен совет в вопросах современной ему духовной жизни, — в назидательных письмах владыки они находили ответ на тот же главный вопрос. Вопрос — о спасении, которое, по его словам, зависит не от жизненного пути, а от нравственного строя человека.

Тайное служение владыки — его милостыня. Перед Рождеством Христовым и Пасхой, получив пенсию, он почти всю её рассылал по почте бедным людям и родным, оставляя себе лишь немногое на необходимые потребности.

Святитель Феофан до конца жизни чувствовал себя вполне счастливым на Выше. «Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, и Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на Патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили бы на него. Вышу можно променять только на Царство Небесное».

В последние годы у святителя-затворника от постоянных и напряжённых письменных занятий стало слабеть зрение, но он продолжал трудиться, стараясь держать прежний распорядок дня. Только с 1/14 января 1894 года, за пять дней до кончины, этот ежедневный распорядок жизни святителя в 22-летнем затворе стал нарушаться.

Святитель мирно почил 6/19 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Отпевание почившего епископа-затворника было совершено 11/24 января епископом Тамбовским Иеронимом при огромном стечении духовенства и народа.

Его погребли в Казанском соборе Вышенской пустыни в правом Владимирском приделе. Над могилой было воздвигнуто надгробие из белого мрамора с изображением главных книг святителя. В келье были обнаружены рукописи святителя Феофана. С 1896 по 1916 год, по мере того как разбирался архив святителя, они публиковались в журнале «Душеполезный Собеседник». Епископ Феофан сотрудничал с этим журналом до последних дней жизни, и очередной его выпуск увидели раскрытым на столике вошедшие в келью затворника.

Святитель Феофан оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве.

Святитель изучал не только духовную литературу, но и классиков — Пушкина, Грибоедова, Шекспира. Его библиотека считалась одной из самых крупных в то время. Он занимался иконописью, музыкой, медициной, выращиванием растений, наблюдением за небесными светилами. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие», «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель Феофан Затворник был прославлен в лике святителей на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.

В одном из своих сочинений святитель Феофан пишет:«Умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои».

Слова поистине пророческие. Ежегодно в возрождённой обители проводятся Феофановские чтения, в центре внимания выступающих на них духовенства, богословов, мирян — его труды, продолжающие питать наши души, вести ко спасению. Помолиться у святых мощей святителя Феофана, получить у него духовный совет приезжают тысячи паломников со всех концов России.

Николай Алексеевич ЕРШОВ