Ходатай и молитвенник пред Богом

Сколько святынь за годы лихолетья было утрачено, сколько мощей было уничтожено?! Мощи же святого Иоасафа Белгородского сохранились. Господь являет нам опять те святыни, которые призваны выполнить свою особую миссию в судьбах людей и в судьбе всего народа, страны.

17 сентября – обретение мощей свт. Иоасафа, епископа Белгородского.

Было время, когда мощи святителя Иоасафа исчезли, никто не знал, где они находятся. Это было тогда, когда мы жили под лозунгом: «Союз нерушимый республик свободных». Но, как оказалось, кроме слов в этом лозунге ничего не было. При первой же возможности свободные республики «разбежались» по своим национальным «квартирам». К сожалению, такие же тенденции наблюдаются и в исторически едином народе, православных славянах. Я имею в виду разделившихся русских, украинцев и белоруссов.

Все мы уже к этому привыкли, и трезвомыслящие люди были бессильны тогда этому воспрепятствовать, мы и сейчас не в состоянии остановить всё нарастающий процесс нашего разделения. Нас, конечно, через СМИ пытаются убедить, что идёт сближение, на самом же деле — всё наоборот. Таможни укрепляются, вводятся ещё более жёсткие разграничения в сфере духовной, и мы это прекрасно видим. Не без помощи тех, кто кричал про «самостийность» Украины, разрушается и единство Православной Церкви. Единственным мерилом справедливости, для меня лично, служат те события, которые происходят в духовной жизни. Среди таких событий — второе обретение мощей святителя Иоасафа.

Святитель Иоасаф возвратился снова на свою кафедру. Теперь уже нетленными мощами. Возвратился тогда, когда Белгород стал пограничным городом между Россией и Украиной. В период его жизни Белгородская епархия объединяла и обширные просторы Слободской Украины, и нынешние Белгородскую, Орловскую, Курскую области. Тогда это было единое духовное и географическое пространство. И я думаю, что этим возвращением Господь нам всем даёт знак, что единение возможно. И если мы это единение мыслим как единение во Христе, то оно обязательно будет. Святитель Иоасаф является по своему рождению и житию особым святым. Он родился на Украине, начинал свой пастырский путь тоже там, потом был наместником Троице-Сергиевой лавры, в Санкт-Петербурге был хиротонисан в епископы, архипастырское служение проходил в Белгороде. Вся жизнь, пастырский подвиг нашего святителя — подтверждение слов апостола: «нет ни элина, ни иудея (…) ни раба, ни свободного, но все и во всем — Христос» (Кол. 3, 11).И это ещё раз показывает, что в первую очередь у нас должно быть единство во Христе. Из этого единства будут произрастать все остальные мотивы, тенденции и условия в сферах экономики, политики и т.д. Даже историческая память, общность культурных традиций — всё это уже в прошлом. В начале третьего тысячелетия, после ХХ века, после того, как мы прошли через выхолащивание этого единства, через уничтожение духовной основы, к единству мы можем вернуться только через созидание общей духовной основы, которой является Иисус Христос. И видимым символом этого, не только символом, но и ходатаем и молитвенником пред Богом, служит святитель Иоасаф Белгородский.
Протоиерей Олег КОБЕЦ, настоятель кафедрального
Преображенского собора, Белгород

Дважды в год, в августе и сентябре, совершается в Белгороде Крестный ход с нетленными мощами свт. Иоасафа. На эти Крестные ходы приезжают люди не только из Белгорода, но и из очень многих городов и сёл. Духовно чуткие и мудрые люди знают цену этому событию. Они ощущают каждодневно помощь святителя в своих больших и малых делах.

Мы представляем вашему вниманию отрывки из воспоминаний известных людей, выдержки из исторических документов и отзывы наших современников.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ И. М. ДОЛГОРУКОВА. 1810 год

Между пастырями здешнего края был некто благородного происхождения, по имени Иоасаф Горленко… По его соизволению под храмом (речь идёт о Белгородском кафедральном Свято-Троицком соборе, взорванном в 30-х гг. XX века безбожной властью — Прим. ред.), в нарочно сделанной палатке, почивают его мощи в открытом гробе: они публично не прославлены, но тайным вдохновением он почитаем многими за святого. Я видел его останки: они удивительно сбереглись от тли и всякой порчи: руки его суть как руки человека, недавно умершего, но он несколько десятков лет тут спит. Приезжие барыни служили по нём при нас панихиду.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АРХИМАНДРИТА ДОСИФЕЯ о первом обретении мощей и причислении свт. Иоасафа к лику святых. 1911 год, 4 сентября

Наконец прибыли члены Императорской семьи, и было назначено торжество. Я стоял на торжествах уже с глубоким волнением, не верил и всё же ждал чего-то. Трудно нам сейчас представить себе это зрелище: тысячи и тысячи больных, скрюченных, бесноватых, слепых, калек — лежали, стояли по обеим сторонам пути, по которому должны были пронести мощи святителя. Особенное моё внимание обратил один скрюченный: на него нельзя было смотреть без содрогания: все части тела срослись в какой-то клубок мяса и костей в земле. Я ждал: что же сможет получить этот человек? Можно ли ему чем помочь? И вот вынесли гробницу с мощами святителя Иоасафа. Такого никогда не видел и вряд ли уже увижу — почти все больные, стоящие вдоль дороги, исцелялись: слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены. С трепетом, ужасом и благоговением смотрел я на все происходящее и не выпускал из виду того скрюченного. Когда он раздвинул руки — раздался страшный хруст костей, будто что-то разрывалось и ломалось внутри его, и он стал выпрямляться с усилием — и встал на ноги. Какое потрясение было для меня. Я подбежал к нему со слезами, потом схватил какого-то журналиста за руку, стал рассказывать ему всё, просил записать…

ХРОНИКА ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ

1 декабря 1920 года, согласно постановлению 5-го Белгородского уездного съезда Советов, состоялось вскрытие и анатомирование прославленных мощей. Вскрытие производилось под наблюдением и руководством представительной комиссии. Однако кощунственный акт этот не оказал того пропагандистского влияния на «тёмное и забитое» население, на которое рассчитывали атеисты. Наоборот. Многие сомневающиеся утверждались в истинности православной веры. Вскоре мощи святителя были отправлены в губернский город Курск. Оттуда в Москву, в музей Наркомзема.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АНАСТАСИИ ЦВЕТАЕВОЙ

Это было, как мне помнится, в 1924 году. В Москве, на Петровке, в высоком особняке помещался музей Наркомзема. И там, на втором этаже, был зал, где, в доказательство несуществования мощей (а существования мумификации), под большой витриной, под стеклом с перекладинами, лежали мощи св. Иоасафа Белгородского. А над ним, сбоку, на длинной полке, в стеклянном гробике лежал маленький, с искаженным лицом, в позе самозащиты, труп бывшего фальшивомонетчика, убитого во время дележа денег. Он был найден в сухом подвале. И рядом на маленькой полочке лежала засохшая мёртвая крыса.

Свт. Иоасаф был епископ. Епископов, мне сказали, хоронят с длинными волосами, как полагается православному священству, но теперь он лежал остриженный под первый номер. Я видела образ его и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты. Высокого роста, епископ лежал обнажённый, с куском картона на чреслах, закрытые глаза не видели, слава Богу! И стали мы с сыном-подростком ходить в музей, прикладываться к мощам, стараясь делать это незаметнее. Думаю, мы не были единственными.

На стенах вывешивались вопросы населения, на которые через несколько дней тем же способом отвечали служащие музея. Один из этих вопросов я запомнила: «Почему плохо пахнет фальшивомонетчик?». Мальчишеские глаза сына смеялись, и голос был весел: «Что они ответят народу, что?».

На стенах ответа не вывесили, но полка со стеклянным гробиком исчезла; точно её и не было.

И, кажется, всё. Да, так казалось. Но прошло много лет — и надо же, чтобы именно мне пришёл этот ответ, и я его тут записала!

В 30-х гг. я преподавала английский язык научным сотрудникам учреждений и шла с утра вместе с молодой женщиной, старостой группы. Как зашёл разговор о музее Наркомзема — не помню. Но моя спутница оживилась: «Теперь его нет, по-моему, но тогда я работала в одной лаборатории, имевшей отношение к больнице Склифосовского, бывшей Шереметевской. И к нам привезли мумифицированного фальшивомонетчика, его история была известна. Он стал издавать дурной запах, а его надо было вернуть обратно в зал музея Наркомзема. Фальшивомонетчика принялись бальзамировать. Сколько над ним старались! Все усилия, все знания приложили. Но, должно быть, перестарались потому что он у них под руками вдруг рассыпался в вонючий прах». И тогда я рассказала моей спутнице начало этой истории.

Куда перевезли мощи святителя Иоасафа Белгородского, целы ли они где-нибудь?

ХРОНИКА ПОСЛЕВОЕННЫХ СОБЫТИЙ

Нетленные мощи Иоасафа Белгородского в Москве оставлять становилось «опасно». К ним шли толпы паломников, чтобы приложиться. Мощи срочно вывезли в Ленинград (Санкт-Петербург), в Казанский собор. (Тогда в соборе располагался музей атеизма и религии). Вначале мощи пытались выставлять напоказ в северном приделе собора, напротив могилы М. И. Кутузова. Но тогда в точности повторилась московская история.

В 1970 году директор Ленинградского музея атеизма и религии получил указание имеющиеся мощи убрать из музея. Но мощи святителя Иоасафа решили перепрятать на чердаке Казанского собора работники музея Аркадий Васильевич Соколов и Владимир Иванович Прудников. Факт этот они более двадцати лет хранили в строжайшей тайне. И только в 1991 году тайна была раскрыта Аркадием Васильевичем своей дочери.

В этом же году вновь обретённые мощи после проведённой идентификации привезли в Москву, где они почти месяц находились в патриаршем Богоявленском соборе. Потом раку с нетленными мощами перевезли в Курск. И ровно через восемьдесят лет после канонизации Православной Церковью Белгородского святителя его мощи вернулись в его престольный град.

ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ ОЧЕВИДЦЕВ, СВЯЩЕННО  И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА

16 сентября 1991 года, в день возвращения нетленных мощей святителя Иоасафа во время Крестного хода по улицам города, над Белгородом была радуга. И благоухание нежное распространялось вокруг. Жители города, наблюдая необычное явление, высыпали на улицы. Те, что помоложе, залезали на крыши остановочных павильонов — хотелось всё получше рассмотреть.

***

В Преображенский собор, где пребывают нетленные мощи большую часть времени, приезжают очень много паломников, чтобы поклониться святителю-чудотворцу. Из самых разных городов. Иногда приезжают из-за границы. И не только из ближнего зарубежья, но и из таких стран, как США. Спрашиваем, откуда вы узнали о нашем святителе Иоасафе? Отвечают: «Из журналов и газет, издаваемых Московской Патриархией».

***

В последнее время очень часто в кафедральный собор Белгорода приносят, привозят детей, которые родились или стали инвалидами, для того, чтобы приложить их к святым мощам. Каждый день люди заказывают благодарственные молебны святителю Белгородскому. Значит, есть за что благодарить…