Протоиерей Александр Шаргунов - Господь посылает впереди Себя лучшего из людей

 

11 сентября – Усекновение главы святого Иоанна Предтечи

 

Господь показывает нам «тайну беззакония», раскрывающуюся в истории человечества. На этом пьяном пиру с главой Предтечи на блюде мы не можем не видеть присутствия самого диавола со всей его жестокостью, гнусностью и безстыдством. Это сатанизм, который не отрицает существования Бога. Обратите внимание, что Ирод не является человеком неверующим. Он верит в воскресение мёртвых. Слыша о проповеди Спасителя, он, преследуемый совестью, ещё не сожжённой до конца, высказывает такое, может быть, суеверное предположение: «Это Иоанн Креститель; он воскрес из мёртвых, и потому чудеса делаются им». Он знал, что Предтеча был «человек праведный и святой», как сказано в Евангелии, и с удовольствием слушал его проповедь. В каждом человеке присутствуют «тайна благочестия» и «тайна беззакония». Идёт борьба Бога и диавола за каждую душу. Эта борьба с течением истории становится всё более напряжённой, и от нас требуется всё большая безкомпромиссность и решительность в следовании за Христом. Ирод слушается Предтечу, когда это ему ничего не стоит, но не хочет оставить свой самый главный грех.

Господь посылает впереди Себя лучшего из людей, чтобы показать, что такое жизнь и что такое смерть. Иоанн Предтеча — больший из всех когда-либо рождённых женами, потому что он первый увидел тайну Пресвятой Троицы, тайну Бога. И он первый в полноте свидетельствует о том, что правда и истина неотделимы друг от друга. Предтеча голову свою готов положить, чтобы показать святость заповеди Божией.

Какой грех привёл к смерти этого величайшего из пророков? Грех разврата и супружеской измены. Наступит время, когда предательство и блуд станут самыми распространёнными из всех грехов, какие существуют. И спастись смогут только те, кто готов будет кровь свою пролить за заповедь Божию.

То, что слышит Ирод: «тебе не должно иметь её», относится к каждому человеку. То, что не должно совершать всем людям, не должно совершать и великим мира сего. Не существует никаких преимуществ для какого-либо человека в возможности нарушить закон Божественный или человеческий.

Перед нами обыкновенная как будто житейская история. Кто участники этого события? Во-первых, Иродиада, названная по имени Ирода, женщина необыкновенно развращённая. Нет ничего лучше в мире, чем добрая и целомудренная женщина. И нет ничего ужаснее, чем женщина злая и порочная. В женском естестве есть особая восприимчивость к добру и злу.

Женщины наиболее отзывчивы к таинственной стороне жизни, и, по слову стихотворца, «белые платочки тихие поддерживают храмов своды». Но горе тому народу, в котором женщины развращены. Он обречён на гибель.

И вот мы видим Иродиаду, исполненную злобной мести к Предтече, который обличил её в нечестии. Эта женщина ни перед чем не остановится, чтобы осуществить свою месть. Ужаснее всего, что она готова привлечь для исполнения своих гнусных замыслов собственную дочь. Что можно сказать о родителях, которые готовы запятнать каким угодно грехом собственных детей только для того, чтобы достигнуть своих целей?

И вот её дочь Саломия — юная девушка, которая отличается особенным безстыдством. Она — царская дочь, а танцует как блудница. Её танец исполнен сатанинского блеска, который делает привлекательным самый мерзкий грех. Но мать не только не останавливает, но даже поощряет её.

Как всё это нам знакомо! Что происходит сегодня с нашими детьми? С одной стороны, государство, невзирая на протесты родителей, попустительствует развращению детей через средства массовой информации, через телевидение, через школу. А с другой стороны — так глубока развращённость самих родителей, что они не жалеют своих собственных детей и готовы подталкивать их на грех.

Мать наслаждается предельным безстыдством своей дочери, и отец в восторге. Опьянев от пира в день своего рождения, он клянётся дочери, что даст ей всё, что она ни попросит, даже до полцарства. И вот в поступке этого слабого, безвольного человека раскрывается ещё один характерный и опасный, в особенности для нашего времени, грех. В чём он заключается? Ирод хочет во что бы то ни стало сдержать своё слово. Хотя он прекрасно понимает, что то, что он легкомысленно обещал своей дочери, не думая о том, что она попросит, на самом деле не идёт ни в какое сравнение с её желанием. Он больше боится гнева своей жены, чем попрания Божественного закона. Его больше страшат насмешки его так называемых друзей, чем голос совести, который будет всю жизнь обличать его. Он принадлежит к числу людей, которые могут твёрдо стоять на своём, зная при этом, где правда и где ложь. И эта твёрдость — признак не силы его, а слабости. Злые обещания не могут оправдывать злых поступков и преступлений. Никакие обстоятельства не могут обязать человека совершить грех. Таких обстоятельств быть в природе не может, потому что Бог обязал заблаговременно каждого человека противостоять греху. В результате Ирод оказывается лишённым всякой собственной власти и полностью зависимым от того дурного и преступного сообщества, в котором он находится.

Дурные сообщества не просто развращают добрые нравы, но они безпощадно подчиняют себе каждого человека, чтобы все были как все. Печальна участь общества, где грех уже не встречает сопротивления и где торжествует сатана — тот, кто является человеконенавистником и человекоубийцей от начала. Там, где он одержал победу — в самом главном, где речь идёт о всей личности человека, не только о душе, но и о теле, — всё остальное уже принадлежит ему само собой. И он покажет, что он действительно человекоубийца.

Мы слышим в Евангелии, что ученики Предтечи — после того как они взяли и погребли его бездыханное тело — пришли ко Христу и сказали Ему обо всём. Они приходят ко Христу не просто потому, что, растерянные, беззащитные, они ищут у Него безопасности, но чтобы получить утешение, которое никто не может дать, как только один Бог может дать, когда такое горе. Они приходят к Нему, чтобы стать Его учениками. Раньше они были Иоанновыми учениками, а теперь до конца — до Креста Христова, до Его смерти и до собственной мученической смерти — будут следовать за Христом.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ