Надежда Сегень - Масленица – христианская или языческая?

Архив: 

 Немало сегодня находится «этнографов», утверждающих, что Масленица – праздник не христианский и берёт своё начало в языческой традиции празднования дня весеннего солнцеворота.

 

«На грани нашего вступления в Великий пост – вопрос: познал ли ты теперь, что ты собой представляешь, кто ты такой? Совесть ты выслушал? В тебе дрогнуло что-то или нет? И затем открывается время Великого поста, весна духовная, расцвет жизни…». Митрополит Антоний Сурожский

Но весенний солнцеворот определён конкретным числом, а Масленица, предшествующая Великому посту, может праздноваться как зимой, так и весной, как после весеннего солнцеворота, так и задолго до него.

На Масленицу во многих христианских странах принято справлять свадьбы – «новожёны». Это напоминание нам о первой чете – Адаме и Еве. Масленичное чучело – это символ «ветхости», греховности. Его сжигание – преодоление «ветхого человека», победа над смертью. Огонь в христианской символике означает плотское мучение чувств – «огонь страсти», суетное тщеславие – «всесожжения не благоволиши», адские терзания – «огонь неугасаемый». Он противоположен воде – очищению, победе над грехом (всемирный потоп, таинство Крещения, водосвятия). А материалом для чучела Масленицы служит солома, потому что «яко трава бо огнем будете иссохше...».

Почему же многие всё-таки считают этот праздник языческим? Видимо, из-за его разгульности, буйства игрищ, которые, вроде бы, никак нельзя признать христианскими. А может быть, взятие снежного городка и кулачные бои – борьба и сражение – превращаются из шутливой забавы в противостояние между жизнью и смертью? Не случайно победителя снежного городка в прежние времена награждали... купанием в проруби! Получается: победитель преодолел барьер-смерть и получил крещение в жизнь вечную...

Так что сущность Масленицы христианская.

Именно в христианском смысле Масленица – важная часть подготовки к Великому посту. Уже за три недели до его начала открывается Постная Триодь, и на службе впервые звучит «Покаяния отверзи ми двери». Читается Евангельская притча о мытаре и фарисее – так Церковь начинает подготавливать нас к покаянным дням. На следующей воскресной службе прибавляется печальное пение 136 псалма «На реках Вавилонских» и вспоминается притча о блудном сыне. Ещё через неделю мы слышим грозные слова о Страшном Суде. Воскресение перед самым постом называется Воспоминанием Адамова изгнания (иначе – Прощёное воскресение): добрые христиане просят прощения у ближних за вольно или невольно причинённые обиды и огорчения, чтобы с чистою душою войти в Великий пост, а позже – возрадоваться «чистым сердцем» Великому Христову Воскресению!

Человек может казаться вам неприятным, и обида на него ещё кипит в сердце, и кажется, с чего бы мне у него просить прощения, ведь он заслужил то, что я ему причинил! И так трудно смирить себя и поступить, как велит Христос: простить обидевшим вас, попросить прощения у тех, кого вы обидели! Но просить прощения нужно. В первую очередь, для вас самих, а не для того, у кого вы просите прощения. Ведь вы просите о прощении не у людей, а у Господа…
Наконец, приходит Страстная седмица, в которой мы страдаем и умираем вместе со Христом, отказываясь от всех плотских радостей, включающих и вкусную еду, а за ней наступает пасхальное ликование: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!».

Скоро мы с вами вновь переживём три периода: предпостовый, сам Великий пост и пасхальный.

Мы снова сначала побудем весёлыми детьми на Масленицу, когда человек ещё был безгрешным, но уже предчувствовал предстоящее грехопадение – отсюда и первые покаянные нотки в богослужении. И вот – грехопадение свершилось! Человеку была дана свобода (сырная седмица – Масленица), но он не смог достойно принять её. Как итог – изгнание из рая, когда мы, как павшие прародители Адам и Ева, просившие прощения у Господа за свой грех, будем просить прощения у людей и у Бога. А после настанет великая скорбь, и тяготы, и покаяние нашей наполненной грехом жизни – Великий пост.

Великий пост – жизнь человечества на земле после грехопадения. Но пришёл Христос и умер за нас, а затем воскрес и даровал нам жизнь вечную – Пасху! Отнеситесь же к празднованию Масленицы не как к языческому разгуляю, а как к христианскому празднику, который нужно проводить достойно: умеренно, не теряя человеческого облика, веселитесь, ходите в гости к близким и родным, вкушайте сыры и рыбу, да не забудьте о главном угощении Масленицы – блинах!
Ведь никакое другое блюдо русской кухни не сравнится с ним по популярности. Каждый день Масленицы имел свое название: понедельник называли встречею, вторник – заигрышем, среду – лакомкой, четверг – переломом или разгулом («широкая Масленица»), пятницу – тёщиными вечерями, субботу – золовкиными посиделками, воскресенье – проводами.

И блины были разные: гречишные, пшеничные, овсяные, просяные, ячменные и даже гороховые. Кушайте на здоровье, но помните, что писал великий русский писатель Владимир Иванович Даль: «В завершающий день Масленицы – Прощёное воскресенье заканчивается объедание и веселье, на ледяных горках разводят огонь, чтобы растопить лед. Это день очищения перед постом: все просят друг у друга прощения: «Прости меня, если виноват» – «И ты меня прости, как я тебя прощаю». – «Я тебя прощаю, пусть Бог простит»...

А назавтра – Великий пост…

Наталья Викторовна СЕГЕНЬ