Анатолий Уралов - Социальные иллюзии: опыт анализа

Мы как-то не задумываемся над тем, что наша жизнь заполнена не только повседневными заботами, но и различными «прожектами», фантазиями и иллюзиями. Социальные иллюзии — это наши заблуждения и заблуждения власти, но заблуждения особого рода. Они — отражение явлений фактов нашей социальной действительности.

Зачастую власть верит в явление как в свершившийся факт (особенно если он положительный) и, доводя свою иллюзию в виде достоверного факта до населения, заставляет верить в него и народ. Эти заблуждения очень устойчивы и, кроме того, весьма живучи в нашем сознании. Их возникновение, содержание и значение напрямую связаны с различными ситуациями, происходящими в нашей жизни. Интенсивный информационно-идеологический процесс, массовая коммуникация, особенно в условиях огромной страны, выбитой из привычной общественной колеи, находящейся в тисках многолетнего кризиса и острой социально-политической борьбы по вопросу об историческом выборе, дефицит авторитетных лидеров и институтов породили и порождают множество социальных иллюзий.

Так, например, нам всем памятны моменты, когда правители России систематически зарождали у народа иллюзию о конкретном сроке рождения нового общества, хорошей жизни, мира во всём мире, получение квартир всеми нуждающимися к определённому времени, дате наступления эффективных рыночных отношений, окончания вялотекущих военных действий на Северном Кавказе, уничтожения всех боевиков и т.д., и т.п. Народ в свою очередь питал иллюзию, что каждое новое лицо, пришедшее к высшей власти, будет не только честно и благородно выполнять свои обязанности, но и сделает всё возможное, чтобы это время наступило.

Чем проверяются иллюзии? Конечно, практикой, реалиями жизни и временем. Оно рано или поздно всё расставляет по своим местам.

В конкретных условиях социальные иллюзии часто образуют нечто вроде особого, относительно самостоятельного среза общественного сознания, влияя на формирование общественного мнения. Это чувствуется при проведении социологических опросов. Именно при заполнении анкет можно увидеть всё многообразие форм социальных иллюзий. В их числе иллюзии индивидуальные и общественные (групповые, массовые), наивные и циничные, традиционные и актуальные, стратегические и тактические, развёрнутые и свёрнутые ограничения. Одна и та же социальная иллюзия может выступать как массовая, наивная, традиционная или актуальная; как групповая, циничная, актуальная, стратегическая и т.д.

Политологи и социологи систематически фиксируют смену настроений населения и его переоценку происходящего в обществе, рост недоверия к участникам политического процесса, неожиданные взлёты и падения электоральных предпочтений и в особенности значительный удельный вес голосующего против всех протестного электората.

Над созданием иллюзий, которые присутствуют в нашей жизни, работает многочисленный штат профессиональных специалистов — политтехнологов. Именно ими разрабатываются мифы (о построении светлого будущего), запускается дезинформация (о капитальном ремонте вашего дома, о пуске горячей или холодной воды к точному сроку), определяются неадекватные «научные» концепции (об эффективности того или иного лекарственного препарата, биологических добавках), совершенствуются различные технологии управления («Выберите меня мэром города или главой района — всё будет хорошо, и я выполню все свои обещания!»).

Чем больше расхождение между мнимым (узким) и реальным интересами, тем меньше продолжительность действия социальной иллюзии (в основном 4 года, от выборов до выборов) и тем ниже эффективность происходящих в обществе изменений и процессов. Классический пример развёрнутой социальной иллюзии — массовое невыполнение различных указов и постановлений, принимаемых на самом высоком уровне. Но и ниже число невыполняемых решений, принимаемых местными властями, также достаточно значительно — примерно 15 — 17 %. А ведь принимаются прожекты, которые должны быть чётко выверены в пространстве и времени.

Ещё одна категория иллюзий — это иллюзии, рассчитанные «на публику», но так и не дошедшие до адресата, как, например, указ Ельцина о повышении роли учителей или состоявшиеся не в полной мере указы о ветеранах, беженцах и вынужденных переселенцах. Сюда же можно отнести иллюзорную идею, что, стоит принять пакет законов о замене льгот на денежную компенсацию, и власть, и народ закроют многие проблемы социальной защиты и помощи. Встаёт вопрос: есть ли у российского социума возможность высвободиться от груза социальных иллюзий и более трезво, практично и рационально оценивать аспекты общественной и политической жизни, окружающей нас?

Однозначный ответ невозможен. С одной стороны, иллюзии неизбежны, с другой стороны — их можно и необходимо преодолевать. Но их так много, и они столь многообразны, что рассказывать, как следует сражаться с каждой из них, совершенно не решит проблему. Отсюда следует, что необходимо учиться овладевать способами, приёмами, механизмами, принципами нейтрализации и ослабления социальных иллюзий.

В принципе основной способ распознавания социальных иллюзий очевиден. Это — несоответствие провозглашаемого и реальной действительности, целей — результатам, лозунгов и обещаний — ожиданиям тех, кому они были адресованы.

Социальные иллюзии часто возникают в результате абсолютизации тех или иных средств решения крупных задач. Именно такая ситуация складывается ныне в связи с наметившейся переоценкой роли российского государства. Само по себе повышение роли государства необходимо, но это не повод, чтобы сотворить из него очередного кумира.

Анатолий Борисович УРАЛОВ