Мы входим в Святой и Великий пост. Православные христиане призываются воздерживаться от вкушения мяса, молока, яиц и рыбы и довольствоваться простой пищей.
10 МАРТА – 26 АПРЕЛЯ
По официальной статистике, несмотря на все недавние разорительные бури истории, в России считают себя принадлежащими к Православной Церкви десятки миллионов людей. Все ли православные христиане постятся? Ещё в начале прошлого века, когда вера была жива и церковные обычаи свято хранились, все постились. Дети постились, мужчины, женщины, практически все. Даже если кто заболевал, не решался нарушить пост. Во времена, когда все постились, как читаем мы у Ивана Шмелёва в книге «Лето Господне», на рынках невозможно было увидеть мясо от Чистого понедельника и даже раньше – от начала Сырной седмицы до Великой Субботы.
Сейчас в России всё совершенно изменилось. Люди в большинстве своём забыли прежние обычаи. Они забыли о голоде, который был в 20-е годы в Поволжье, в 30-е – на Украине, а в войну – везде, когда все вынуждены были поститься. И сейчас тысячи и миллионы людей недоедают – не только где-нибудь в Африке или в Азии, но в России, которая когда-то кормила хлебом всю Европу.
Но «невольник – не богомольник». Пока не станет вольным в России пост, который предлагает Господь, ничего не изменится. Посмотрите сами на это хотя бы с практической точки зрения. Если бы Россия, за исключением настоящих больных, постилась Великим постом и в другие постные дни, не было бы такого недостатка в мясных продуктах отечественного производства, какой мы имеем теперь. Так что пост полезен и необходим не только с религиозной точки зрения, но и с социально-экономической. Вы, конечно, скажете, что России это вряд ли поможет, слишком разорено всё сельское хозяйство за годы «перестройки». Да, действительно, даже в этой сфере всё обстоит гораздо серьёзней. Но это «гораздо серьёзней» означает, на самом деле, только то, что пост имеет духовное измерение. А разрушение главного, духовного, приводит неизбежно, рано или поздно, к распаду во всех сферах жизни. Пост восстанавливает истинный порядок жизни: если первое будет на первом месте, то и всё остальное будет на своём месте. Но для этого пост должен быть подлинным, духовным постом.
Прежде чем говорить о том, каким должен быть пост, скажем о том, каким он не должен быть, и задумаемся, почему мир отказался от поста. Отношением к посту определяется что собой представляет человек. Когда вообще появился пост? Пост появился, когда появился человек. Святитель Василий Великий называет пост столь же древним, как сам человек. Если мы откроем Библию, книгу Бытия, то увидим, что не человек, а Бог установил пост. Первая заповедь, данная человеку, Адаму и Еве, была заповедь о посте. Эту заповедь человек не сохранил, пост был нарушен. Адам и Ева нарушили пост, и были изгнаны из рая.
Мир, живущий без Бога, не знает воздержания и не хочет знать о нём. Современный человек усваивает почти с рождения философию «немедленного наслаждения» и «сиюминутного успеха». Новая философия т.н. «правильного мышления», с которой человек вступил в новый век, культура «new age» гордо утверждает, что человек призван к свободной жизни: «Всякое ограничение – нравственное или религиозное – есть искажение природы человека». И только тогда, говорят они, человек становится самим собой, раскрывает себя в полноте, когда свободно делает всё, что хочет. Этот откровенный сатанизм, из которого явится «человек беззакония», конечно, исповедуют не все. Но через массовую (точно так же, как через «утонченную») культуру, через школьное и университетское образование, через средства информации, телевидение, с помощью мощной финансовой и уже всё чаще государственной поддержки – такая атмосфера создаётся везде в мире. Православные христиане могут ощутить, как велико противостояние сегодняшнего мира посту, а также как важно их свидетельство миру о самом главном.
Несколько слов о ложном посте. Мы не будем касаться здесь оздоровительных диет, лечения голодом и тому подобного. Мы будем говорить о тёмной духовности древних и самых современных лжерелигий, которые ложно учат о Боге и человеке. Материя, тело, представляются им злым началом, и потому смысл духовной жизни, говорят они, заключается в том, чтобы преодолеть тело и таким образом сделать свободной душу. Для них не имеет значения, как это достигается – неумеренным аскетизмом или безудержным развратом, поскольку тело не имеет значения.
Отвержение тайны Воплощения Божия и Воскресения Христова и растлевающий душу пост основаны на одной и той же лжи, в них одни и те же «сатанинские глубины», о которых говорит Апокалипсис.
Поскольку вследствие поста тело человека – эта завеса, отделяющая его душу от мира невидимого, – утончается, делается как бы более прозрачной, требуется соблюдение меры аскезы и для православного христианина. «Неумеренный пост более вреден, чем несоблюдение поста», – говорит преподобный Исаак Сирин. Почему? Потому что для неочищенной покаянием души невидимый мир, к которому она прикасается постом, не может быть светлым. Откровение Божие свидетельствует, что после отпадения человека от Бога, после того как он попал под власть тёмных сил, Господь, спасая его от окончательной гибели, облёк его в «кожаные ризы», в отделяющую от ангельского и демонического мира плотяность. Чтобы не растлили человека падшие духи до конца, не свели его полностью с ума, дана ему после изгнания из рая эта спасительная завеса.
Небо закрыто от нас, и ад закрыт, мы живём на земле, где возвращение к истинной жизни может быть только через послушание Богу. Пост – заповедь Божия, а всё, что заповедует Бог, – для блага человека. В мире, лежащем во зле, без соблюдения поста человек погружается в животное состояние. «Человек в чести сый и не уразуме, уподобися скотом несмысленным и приложися им», – говорит псалом. В таком состоянии он не может сознательно сопротивляться злу, над ним властвуют бесы. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), – говорит о власти тёмных сил над человеком Христос. Пост – оружие, очень мощное оружие в сражении с духами зла.
Кто соблюдает сегодня Великий пост? Только Православная Церковь. У католиков пост чисто символический; обязательны для поста лишь два дня в году: так называемая «Пепельная Среда» (начало Поста) и Великая Пятница. О протестантах и говорить нечего. Не касаясь глубины тайн веры, на основании одного только этого факта можно сделать вывод, что католики и протестанты по существу разоружены. А без оружия на войне приходится либо спасаться бегством, либо сдаваться в плен. К великому сожалению, под влиянием инославного и безбожного мира и во многих православных странах всё меньше можно встретить людей, которые соблюдают Великий пост. Хотя, казалось бы, в условиях такого окружения всё должно быть наоборот.
Итак, подведём итоги. Каким же должен быть наш пост, чтобы стать, как говорят святые отцы, лекарством для души и тела? Снова и снова мы слышим в храме пение и чтение Постной Триоди о том, что пост наш тогда только святой, когда он не ограничивается воздержанием от скоромной пищи, но является воздержанием от зла. Христиане должны поститься от лжи, от злословия, от скупости и жадности, от зависти, от ненависти, от развращённости, от всякого зла. Пост, который ограничивается воздержанием от определённой пищи, но сопровождается грехами и пороками, – не христианский пост. Лучше сказать, это диавольский пост, потому что даже диавол постится строгим постом, ничего не вкушая, но весь исполнен зла. Рассудите сами, какая польза человеку поститься от мяса и в то же время включать телевизор и пожирать глазами всякую нечистоту. Как тот блудный сын – садиться за один стол с грязными, шумно чавкающими свиньями, быть участником бесовской трапезы.
Как говорит преподобный Серафим Саровский, самое главное – это начало и конец. Начало Великого Поста – Прощёное воскресенье и стояние на Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского, а конец пути – это Страстная седмица. Неслучайно Великий пост начинается с Прощёного воскресенья. Господь предупреждает, что если мы не прощаем, то и Он нас не простит. А кто же тогда простит нам наши грехи, если Бог их не простит? Нет такого существа ни на небе, ни на земле, кто бы нам простил наши грехи. Люди не простят нам наших грехов, потому что мы им не прощаем. Бог не простит нам наших грехов, потому что мы не прощаем другим. Где мы после этого будем здесь на земле и в вечности?
Господь предостерегает нас от ложного благочестия – того фарисейства, которое неистребимо в человечестве и до сих пор живо среди христиан. Награда, говорят святые отцы, даётся за смирение, а не за труды. Не за пост, не за молитву, не за добрые дела. А кто поистине научается смирению? Не тот, кто старается показаться меньше, чем он есть, но тот, кто видит свою малость из-за своих грехов. Для человека, который чувствует и сознает глубины, в которые опустил его грех, невозможно опуститься ниже. Только через смирение – в познании собственной нашей греховности – может открыться нам тайна смирения Христова, в котором сокрыты красота и совершенство Божественной любви. Наше чувство греха зависит от нашей близости к Богу. Чувство греха – мера знания душою Бога.
Мы живём в мире, где всё меньше чувство греха, можно подумать, в «безгрешном обществе», у которого одна забота – чтобы был «безопасный грех». Современного человека уже не тревожит грех, его беспокоят последствия греха: болезни, катастрофы, войны, внутренняя пустота и отчаяние. Пока мы будем тратить все силы на то, чтобы победить последствия греха, пряча грех, пока мы не принесём его Богу в смиренном покаянии, последствия греха будут делать нашу жизнь всё более несчастной. Самое важное, что происходит сегодня в мире, это то, что люди теряют чувство греха. И ещё две очевидных и существенных закономерности. Чем больше в мире греха, тем меньше грех ощущается как грех. И пока человек не начнёт чувствовать, что грех – это грех, и что такое грех, он будет видеть других большими грешниками, чем он сам, он будет фарисеем.
И, наконец, самое главное, что мы должны запомнить навеки. Как бы ни был велик грех, есть нечто большее греха, это – Божия благодать. Божия благодать всегда больше греха, и потому апостол Павел говорит: «Верно слово и всякого приятия достойно, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, от которых я первый». Эти последние его слова – наша молитва перед евхаристической Чашей. Где умножается в мире грех, там для любящих Господа избыточествует благодать.
Все заповеди Божии – постные: «не убивай», «не кради», «не блуди», все они говорят: «не вкушай». И в то же время все они означают «люби», во всех них сокрыто «вкушай». Смысл Поста, говорят святые отцы, не в воздержании, а именно во вкушении. В том, чтобы мы вкусили, что благ Господь. Чтобы мы питались Словом Божиим, ибо «не хлебом единым жив человек», – и молитвой, которая соединяет человека с Богом. Самим Христом Богом, вкушая Его Пречистую Плоть и Кровь. Истинный Пост заканчивается пасхальным «пиром веры».
Вот в какой Пост мы вступаем. Пост, который воистину дарует спасение. Пост, который освобождает душу человеческую от губительного лицемерия. Пост, который заповедан нам Самим Господом. Пост, в котором Он Сам участвует, и потому Сам прежде его совершил, чтобы дать нам силу победить диавола, искушающего нас смертоносным грехом, и сделать нас причастниками Господней Пасхи – нетленной жизни в Воскресении.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ