В дни Великого поста за богослужениями можно услышать молитву прп. Ефрема Сирина. Почему же именно эта молитва была избрана Церковью и введена в великопостные службы? Ответ на этот вопрос достаточно прост.
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
В то время, когда человек хочет очистить свою душу для радостной встречи с Господом в Таинстве Евхаристии, враг рода человеческого, ревнуя более всего о подчинении человека своей коварной воле, пытается воздвигнуть всяческие препятствия. Отец лжи и клеветник искони хочет доступными ему средствами уловить душу человеческую в свои сети. Искушает он нас более всего в дни Великого поста, пытаясь посеять в душах тлетворные семена праздности, уныния, любоначалия и празднословия.
Что такое праздность и к чему она приводит? Праздность, как учат святые отцы Церкви, это направленность человеком всех своих жизненных сил, как телесных, так и духовных, не на путь истинного богопознания, а на телесные удовольствия. Современный человек стал буквально рабом праздности, не замечая при этом оков и цепей, которыми он сам всё более и более приковывает себя к тленному миру.
Святитель Игнатий Брянчанинов о грехе праздности пишет следующее: «Безрассудно – провести краткую земную жизнь, данную нам для приготовления к вечности, в одних земных занятиях, в удовлетворении мелочным, безчисленным, неудовлетворимым прихотям и пожеланиям, ветренно перебегая от одного чувственного удовольствия к другому, забывая или воспоминая редко и поверхностно о неминуемой, величественной, и вместе грозной, вечности...
Ведь праздность или рассеянность сама карает преданного ей: временем всё прискучивает ему – и он, как не стяжавший никаких основательных познаний и впечатлений, предаётся томительному безконечному унынию».
Актуальны высказывания святителя для огромного числа наших современников, людей, которые, имея, как им кажется, все необходимые блага для своего счастливого существования, очень часто бывают при этом подвержены духу уныния.
Страшным по своим последствиям для души и, к сожалению, часто встречающимся среди людей является и дух любоначалия, именуемый также «гордость житейская», тщеславие.
«Путь искателя славы человеческой – постоянное и разнообразное человекоугодие. Тщеславие питается богатством, знатностью рода, громкими именами, которыми увенчиваются служение и угодливость миру и прочими суетными почестями. По такому свойству своему слава земная и человеческая прямо противоположна славе Божией», – учит нас свт. Игнатий.
У тщеславного человека возникает постоянная потребность подтверждения и укрепления своей славы среди людей, потому он часто заискивает перед людьми, вступает с ними в праздные разговоры. На самом деле то, что мы привыкли именовать между собой как «ни к чему не обязывающий разговор», или «разговор ни о чём», по сути своей является одним из проявлений греха празднословия.
Говоря о грехе празднословия, святитель Игнатий пишет: «Авва Макарий Великий говаривал скитской братии, когда распускал собрание: “Убегайте, братия”. Один из старцев сказал ему: “Отец! Куда бежать нам далее этой пустыни?”. Тогда Макарий положил перст на уста свои и сказал: “Этого убегайте”. Сказав, он пошёл в келлию и, затворив двери, пребывал один».
В молитве св. Ефрема Сирина далее мы просим Бога о даровании нам добродетелей целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.
Многие из нас не понимают значения некоторых церковнославянских слов. Неправильно понимают и что такое целомудрие.
В труде «О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям» свт. Игнатий даёт такое краткое определение добродетели целомудрия: «Начало целомудрия – неколеблющийся ум от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога».
Добродетель, которой также не хватает современному человеку – это смиренномудрие, т.е. «правильное понятие человека о человечестве: следовательно, оно есть правильное понятие человека о самом себе. Прямое действие смирения, или смиренномудрия, заключается в том, что правильное понятие человека о человечестве и о самом себе примиряет человека с собою, с человеческим обществом, с его страстями, недостатками, злоупотреблениями, с обстоятельствами частными и общественными, – примиряет с землею и небом. Добродетель – смирение – получила своё наименование от рождаемого ею внутреннего сердечного мира. Когда имеем в виду одно успокоительное, радостное, блаженное состояние, производимое в нас добродетелью, то называем её смирением. Когда же намереваемся вместе с состоянием указать и на источник состояния, тогда именуем её смиренномудрием», – пишет преосвященный Игнатий.
Христианское понимание терпения иное, нежели в окружающем нас мире. В обиходе существует такое выражение: «терпеть, стиснув зубы». В большинстве случаев им обозначаются обстоятельства, при которых человек терпит что-либо, но при этом сердце его полно гневных мыслей и находится в яростном возмущении. Совсем другое понимание добродетели терпения в Православии.
Святитель Игнатий по этому поводу пишет следующее: «Хочешь ли постоянно пребывать в святом дому терпения? – Запасись пищей, необходимой для такого пребывания: стяжи и умножай в себе помышления и чувствования смиренные. Вид смирения, предуготовляющий к терпению скорбей пред пришествием их и способствующий к благодушному терпению скорбей по пришествии их, святыми отцами назван самоукорением».
Назовём вместе со святителем Игнатием некоторые видимые действия, которые включает в себя добродетель любви: «Верность к Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних и благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, безпристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения...». «Конец безконечен!» – такими словами он оканчивает перечисление возможных проявлений этой христианской добродетели, о даровании которой мы просим Бога в молитве св. Ефрема Сирина.
«Христианин, внимающий своему спасению, должен помнить, что любой порок, если возобладает в человеке, может погубить его душу. Послабление одному греховному навыку может открыть вход в душу многим грехам и порокам. Постоянное бдение над своим сердцем и искоренение из него всех греховных навыков будут постоянно вести христианина по духовному пути совершенствования», – говорит нам свт. Игнатий.
Раб Божий Андрей