Галина Калачева - Незримая связь

Архив: 

В конце июня всем памятного жаркого лета 2010 года в притворе храма Владимирской иконы Божией Матери появилось объявление: «В городе Угличе состоится крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери "Свеща Неугасимая огня Невещественного"».

Мама моя родилась в Угличе. Я, выросшая в центре Москвы, будучи продуктом послевоенного воспитания, не интересовалась прошлым. Но вдруг такой призыв! Я решительно собралась ехать. Открыла заготовленный на этот случай путеводитель по городу и вижу: «Храмовый образ св. царевича Димитрия выполнен угличским художником Григорием Бурениным в начале XIX века». Буренин! Художник? Иконописец? А моя мама — урождённая Буренина… Так может быть, она ему кем-то приходится?

В Угличе я первым делом направилась в музей, потом в архив. «Исследуем родословную и пришлём ответ в Москву». Прекрасно! Лучшего и желать нельзя!

На следующий день пошла искать могилы родных по плану, оставленному сестрой, на кладбище при храме св. царевича Димитрия на Поле, единственном не закрывавшемся и не разорённом. Первый ряд от входа. Медленно иду вдоль старых оград, пытаясь в зарослях бурьяна что-то рассмотреть, что-то найти…

Рассказала всё настоятелю храма, и отец Владимир меня утешил: записал имена «зде лежащих» в синодик храма и посоветовал поставить один общий крест.

6 июля — в день празднования чудотворной иконы Божией Матери «Свеща Неугасимая огня Невещественного» — я стояла в Успенском храме Алексеевского женского монастыря и усердно молилась. Под колокольный звон с крестом и хоругвями, с пением тропарей первый крестный ход после почти векового перерыва двинулся к центру города. Украшенные цветами Чудотворный Образ Божией Матери и икона «Угличские святые» плыли впереди. С лёгким сердцем, без всяких забот я шла со всеми, полностью отдав себя в руки Божии.

Укреплённая духом, я возвратилась в Москву. В ноябре пришло письмо из Углича, где документально подтверждалось, что я являюсь прямой наследницей рода, восходящего к Ивану Ивановичу Буренину — живописцу, основателю династии, чьи дети, внуки и правнук украшали церкви Божии Углича на протяжении 150 лет.

Так вот откуда этот дар художества, так ярко светившийся в моей матери и сестре!

Другими глазами я стала смотреть на многие события нашей жизни, на историю вообще и на себя в частности. Теперь я хотела узнать как можно больше о своих прадедах. И начала ходить в библиотеку как на работу, вникала в историю Углича. Интересно, что город и княжество процветали при духоносных правителях — св. князе Романе и князе Андрее. «По свидетельству всех угличских летописей, Углич до польского нашествия имел 150 церквей, в том числе 3 собора и 12 монастырей. За несколько сотен золотых был взят сильный богатый город. Древний летописец (вероятно, монах), который описывает эти страшные события, сравнивает падение Углича с падением славных в истории городов — Вавилона, Трои, Иерусалима, Царьграда… В одну ночь более 20 тысяч несчастных жертв пали от ожесточённых и мстительных поляков».

Все эти события, так ярко описанные историками, имели прямое отношение и к моим предкам.

Это был род ремесленников и купцов, а в XVIII веке появляются художники-иконописцы. По-видимому, за добродетельную жизнь избрал их Господь, обогатив талантом красками творить молитву Богу.

И не случайно ко мне приходит выписка из патерика Покровско-Паисиева монастыря, самого большого и почитаемого угличанами, где говорится о некоем «Василие Буренине, исцелевшем от тяжкой болезни живота». Он поднял непомерную тяжесть и надорвался. В какое же устроение должна была прийти его душа, если по молитве святого Паисия, явившегося ему, Господь исцелил его! В благодарность святому угоднику «обещася во вся лета поститеся и приходить в обитель преподобного Паисия на память его». Там он заказал икону преподобного, там же скорее всего прошёл обучение в иконописной мастерской его сын Иван. В дальнейшем они основали свою мастерскую, образовалась артель, где писались «раздаточные» образы.

К лету 2011 года стали известны биографии всех Бурениных. Когда в музее мне сказали, что «тема эта не изучена», я возгорелась желанием найти, собрать все оставшиеся работы Бурениных и на примере их творчества проследить развитие местной иконописной традиции, начиная со второй половины XVIII века.

Я поехала в Углич 21 мая 2011 года, чтобы к 28 мая — дню памяти царевича Димитрия, Угличского и Московского чудотворца, — успеть что-то сделать.

Я уже знала, что кладбище, а с ним и родовой склеп Бурениных, было затоплено при строительстве Угличской ГЭС, поэтому мы с отцом Владимиром решили поставить крест-памятник всем Бурениным. На одной стороне памятника — имена художников и реставраторов, на другой — родных, «почивающих на Угличской земле и на сем кладбище».

Мне хотелось сделать и альбом работ Бурениных, но для этого и для установки памятника, как оказалось, надо получить благословение высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского. Помог игумен Герман. Видя моё озабоченное лицо, он ободрил: «У вас всё получится». И на следующий день принёс ответ на моё прошение, подписанное благочинным Углича архимандритом Пименом: «С любовью, благословляю».

Всё мне содействовало! Была настолько явная помощь Божия, что иначе как чудом её не назовешь. Итак, памятник я заказала, фотографии музейных работ Бурениных были при мне, осталось сфотографировать уцелевшие росписи храмов. И я устремилась к монастырям.

В городе их сейчас три. Решила начать с Воскресенского. К приходу его красивейшей церкви Рождества Предтечи Иоанна на Волге был приписан род Бурениных. Церковь и главный собор монастыря закрыты. В соборе идёт реставрация.

В назначенный час жду отца наместника. Вопрос мой был разрешён мгновенно. В тот же вечер с первой попытки я договорилась с фотографом, самым известным в Угличе. На следующий день мы с ним всё отсняли — два собора и четыре церкви — и даже пили чай в трапезной Воскресенского монастыря. Всё как по нотам!

28 мая — день памяти царевича Димитрия — главный праздник Углича, праздник детей. Многочисленное священство во главе с приехавшим архиепископом Кириллом в красных с золотом облачениях, пылающих на солнце, служили Божественную литургию в главном соборе города — Спасо-Преображенском. Посреди храма стояли святыни — икона св. царевича Димитрия, украшенная цветами, и два ковчега с мощами царевича Димитрия и Андрея Первозванного, привезёнными из Одессы. Пел прекрасно хор, были лучшие дьяконы. Торжество потрясающее! Воскресение! Праздник!

Но где же граждане? Куда они все подевались?

Не они ли провожали тело убиенного царевича до Москвы? Не они ли выпросили у царя Василия Шуйского нетленный покров из гроба царевича? Не граждане ли просили царя Петра I восстановить им этот храм? Где же они?

В этой пустоте была какая-то ужасающая неправда. Я не верила своим глазам. У нас руку порой не вытащишь перекреститься, а здесь — любопытствующие иностранцы. Это было открытие.

6 июля, в день празднования угличской иконы Божией Матери «Свеща Неугасимая огня Невещественного», как и в 2010 году, состоялся крестный ход. Отец Владимир благословил: «Надо бы пойти». Благодарю его! За эти дни, как и в прошлый раз, я приобрела силы, впечатления и новых друзей.

Памятник мы решили открыть 28 августа — в воскресенье, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. А чтобы было понятно, кто такие Буренины, решили издать буклет.
В похвалу угличан в качестве эпиграфа мы привели слова Юрия Шамурина: «Трудно в другом русском городе встретить такую любовь и гордость своим прошлым, как в Угличе».
Тем временем прибыли камни из Карелии. Время от времени надо было ездить смотреть и делать макет буклета. И на это мне Господь посылает прекрасного специалиста.

19 августа был готов весь материал — буклет с благословением владыки Кирилла. Но за несколько дней до этого на Ярославскую кафедру был назначен владыка Пантелеимон. Подумали, подумали и решили: мне надо ехать в Ярославль, в Епархиальное управление.

В большой красивой приёмной собрались священники и монахини (это был первый день приёма нового владыки). У них дела были поважнее моего, но сейчас мы были как бы на равных, сидели вместе, и я даже могла украдкой наблюдать за ними с пользой для себя. О покров Божий! Мне помогли составить два прошения, и я ушла в тот же вечер, имея благословение на издание буклета и на освящение памятника.

Ровно через неделю были готовы буклеты — 1000 экземпляров. Печатали их также в Ярославле. Этой темой заинтересовалось Ярославское телевидение. Нашу беседу с корреспондентом снимали и в типографии, и на набережной Волги. С поклажей в 26 кг и дорожным багажом я еду опять в Углич.

Памятник стоит, но что вокруг?

Срочно — плитку, срочно — щебень, срочно — рабочих. Наконец посадили цветы и накрыли белой тканью памятник. Наступил видимый покой позднего вечера субботы. Открытие назначено на 12 часов дня.

Утром я пошла в Успенский храм Алексеевского монастыря. Своим чередом шла служба, но я волновалась, боялась опоздать, и мне казалось, что всё происходит слишком медленно.
Но Господь и здесь позаботился! Вдруг я вижу среди идущих мою знакомую, которая знала о моих планах. Всей семьёй они приехали из Москвы на своей машине и успели на крестный ход. Группа поддержки! Они подхватили меня, и ровно в 12 часов с цветами и пирожками для разговления мы вышли из машины у Царевского храма. Это было красиво!
Освящали памятник полным чином благочинный Углича отец Иоанн и отец Владимир. Пел праздничный хор Царевской церкви.

В моё утешение впервые после векового перерыва лились молитвы об упокоении моих сродников, имена которых известны с XVII века.

Батюшки один за одним произнесли проповедь о жизни отцов и о нас, детях. Всех окропили святой водой и каждому подарили буклетик.

Всё состоялось!

Дорогие мои друзья! Благодарю вас сердечно!

Вся эта история собиралась и складывалась в Москве. Мой духовник знал и благословлял все мои отъезды. Как-то он сказал: «Счастлив тот, кто является проводником воли Божией». С того момента, как прозвучал во мне голос Углича, — всё это время я была счастлива. Теперь я знаю, что на то была воля Божия.

Галина Тимофеевна КАЛАЧЕВА