Александр Крутов - Слово редактора - В ногу со временем

Архив: 

...Время — это единство (целостность) прошлого, настоящего, будущего. Оно не меняется. А вот человек наполняет прошлое, настоящее и будущее своей деятельностью. Меняется не время, меняется человек. Время безразлично к тому, что именно изменяется, оно независимо от процессов. Время течёт в будущее, а события уходят в прошлое.

 

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя».
                 Михаил Юрьевич Лермонтов

Поразительно, но духовные проблемы сегодня мало кого волнуют. Всё больше и больше внимания обращается на проблемы социальные, политические, экономические, международные. Нас уже не удивляют решётки на окнах. Мы почти привыкли, что везде нас первыми встречают охранники. Процветает гомосексуализм, и уже многие церкви на Западе одобряют его. Тот, кто смотрит в прошлое, отстаёт от современного темпа жизни и всё больше ощущает под ногами огромную пропасть.

Что стало отличительной характеристикой современного человека? Вот как отвечает на этот вопрос молодая современница, десятиклассница, сочинение которой я недавно прочитал. Цитата довольно большая, но она того стоит.

«Мы все живём во время стремительно развивающихся технологий, прогресса науки и техники. Это движение проявляется во всех сферах жизни. С каждым днём совершенствуется электроника: компьютеры, фото- и видеокамеры, теле-, видео- и аудиоаппаратура, мобильная связь. Увеличивается количество различных отраслей производства, торговли, обслуживания; появляется множество новых наук, новых специальностей и профессий. Меняется мода, меняются взгляды на искусство, культуру. И вся эта быстроразвивающаяся жизнь требует, чтобы мы развивались вместе с ней, успевали за всеми её новшествами и переменами. Я считаю, что именно это и является отличительной характеристикой современного человека.

Да, нынешнее время требует от человека проявления большой силы воли, терпения, твёрдости, умения ориентироваться в окружающей обстановке, упорства в достижении своих целей. Мы чаще, чем наши родители, меняем свои взгляды, увлечения, пристрастия. Но я считаю, что так жить очень интересно, что такое время, такая обстановка воспитывает новых, более жизнестойких и приспособленных к окружающему миру людей.

Родители не могут полностью подчинять нас себе, влиять на наш выбор дальнейшего пути. Потому что даже многие их взгляды, которые недавно считались новыми, для нас уже пройденный этап.

Да, помимо профессий и науки у нас всё новое: новая мода, новый стиль одежды, новая музыка, новые фильмы, новые игры, новое понимание искусства. Но это говорит только о том, что все мы живём в разное время, что время постоянно меняется, а значит, должны меняться и мы, чтобы не отставать от жизни».

И заканчивает она своё творение жизнеутверждающе: «Именно нам, молодёжи, предоставлено замечательное право строить свою дальнейшую жизнь, открывать новые горизонты, делать мир ещё интереснее и совершеннее. И сознавать это право, улавливать малейшие новые течения, возможности и перспективы и значит, на мой взгляд, быть современным».

Этой девочке 15— 16 лет. Родителям — от тридцати до сорока. Но они уже, по её мнению, устарели. Отстали от жизни. Не шагают в ногу со временем. Какой же мир построят эти девочки и мальчики?

Ещё один пример из нашей жизни. Автобус катит за город. Все сидячие места заняты. Едут кто куда: кто — домой, кто — на работу. Весёлая молодая семья — мама, папа, малыш три годика и девочка лет двенадцати, — видимо, едет на дачу. На очередной остановке входит пожилая женщина. Но никто из родителей не уступил старушке место, а уж девочке, вольготно развалившейся на сиденье, вероятно, и в голову подобное не пришло. Откуда же ей знать, что старым людям нужно уступать место, кто её учил этому, кто подавал пример?

А ведь всё доброе начинается именно с семьи. Первые уроки морали, нравственности, этики мы получаем в семье. Китайский мудрец Конфуций, например, отмечал, что, «пока поддерживаются традиции в семье, естественно поддерживается и общественная мораль, и, таким образом, совершенствование самого себя может привести к процветанию семьи и государства и в конце концов принести всем мир». Об этом в сочинении десятиклассницы я не нашёл и намёка. Видно, соблюдать нормы морали стало не модно и не престижно. А благородство и честь — пережитки прошлого. Если ныне кто-то заговорит о нравственности, его скорее всего обвинят в ханжестве и лицемерии. Точно сказано:
«В 50-х годах люди помогали друг другу.
В 60-е — люди боролись друг с другом.
В 70-х люди обманывали друг друга.
В 80-х люди заботились только о себе.
В 90-х люди использовали в своих интересах всех, с кем встречались».

В нулевых и 10-х XXI века — всё это расцвело пышным цветом.

Часто можно слышать: «Надо идти в ногу со временем». Но мало кто задумывается: а с каким временем нужно шагать в ногу? Одни живут в XXI веке нашей эры, а другие в XXI веке от Рождества Христова. И жизнь их течёт по совершенно разным законам.

Для верующих время было сотворено Богом тогда, когда был сотворён мир. Бог существует вне времени. В Боге нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее. Вечность Бога изъята из отношения времени; в Нём сразу наличествуют все времена.

Человек создан Богом, и это обязывает нас жить по Его законам. Но мы привыкли жить по своим законам, однако правильны ли они?

Время — это единство (целостность) прошлого, настоящего, будущего. Оно не меняется. А вот человек наполняет прошлое, настоящее и будущее своей деятельностью. Меняется не время, меняется человек. Время безразлично к тому, что именно изменяется, оно независимо от процессов. Время течёт в будущее, а события уходят в прошлое.

В отличие от уже осуществившегося прошлого и от наполненного событиями настоящего будущее не наполнено ими и открыто для созидания. И каким будет будущее — зависит от человека.

Древние цивилизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особой ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для жизни навыки и знания. С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был направлен в будущее, в вечность. И главным смыслом человеческой жизни стало спасение души для будущей жизни в вечности.

Капитализм сформировал специфическое восприятие времени. Погоня за прибылью требовала постоянной интенсификации труда, уплотнения событий и процессов, протекающих в единицу времени. Не случайно именно в эту эпоху была изобретена секундная стрелка как свидетельство ускорения ритма жизни. Начался «бег времени», превышающий уровень биологического ритма человеческого тела и происходящих в нём физиологических процессов, что негативно сказывается не только на здоровье людей.

Святой Августин сказал, что время — это достояние самой человеческой души. Какова душа, таково и время. Если душа черна, то и время зло. Поэтому не будем забывать слова псалмопевца: Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет… Ибо проходят быстро, и мы летим (Пс. 89, 10). Так что лучше идти в ногу со Христом Спасителем. Тогда придём именно туда, куда надо.

Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №6, 2013г.