Мила Ильина - Рука сама ведёт кисть

Архив: 

Дмитрий Белюкин родился в Москве в 1962 году. Сын известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. В 1986 году с отличием защитил дипломную картину «Смерть Пушкина», за которую получил серебряную медаль Министерства культуры СССР. С 2012 года — академик Российской академии художеств. Дмитрий Белюкин работает в традиции русской классической школы живописи.

Дмитрий Белюкин вырос в окружении картин, застывших времён и историй, икон и книг. Мастерская отца на Чистых прудах и стала первой альма-матер, а отец — первым учителем. Он — сгусток времени, красок, жизни. Каждый вопрос и ответ, каждое мгновение и слово художник проживает искренне, на полной выкладке. Он — материк. Словно помнит на генном уровне всех своих предков, несёт их бремена и знамёна, восстанавливает картины их жизни. Весь его ход по дороге жизни — любовь.

Любовь привела его к двери храма Гроба Господня, до которой многим и многим из нас, вероятно, и не суждено добраться. На картине — вот она, только руку протяни, хочется притронуться и припасть к святыне. Особое прочтение темы самого святого храма Земли — дверь крупным планом… И каждый поневоле задаст себе вопрос: «А достоин ли я войти в неё?»

С особым благоговением, долго можно рассматривать Кувуклию внутри храма Воскресения Христова. И снова — тот особый свет, на этот раз он рассеивается от лампад. История тысячи поколений в каждой трещине на плитах многовекового пола. Камень или мрамор всегда реальны на полотнах художника.

Печоры… В каждом желтеющем листочке, в каждом яблоке, в блике закатного солнца на куполе деревянной часовни пригрелась любовь, разлился и поплыл над землёй вечерний благовест. Воздух прозрачен. Особенность всех картин Дмитрия Белюкина — это особая чёткость и прозрачность воздуха.

«Святая паломница» — картина-притча: идёт от Иверона по дороге Богородица, как являлась Она, по преданиям, на Афоне в образе простой паломницы, неприметная, слившаяся с окружающей природой, серо-охристой дорогой, а над головой — мазок светом! — святой благодатный огонь! Почти всё пространство картины занимает огромное, движущееся небо и морской залив: большие, сильные стихии, дорога и два света: мира сего и Божий.

Самые любимые мною портреты — кадры из жизни Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: за совершением Божественной литургии в Успенском соборе и на Генисаретском озере. Благодарность художнику за то, что мы можем увидеть сокровенные афонские пейзажи, Святую землю и Синай, Валаам и Печоры, Соловки и безымянные храмы, затерянные где-то в глубине настоящей России. Можем вспомнить и печально склонить голову и у «Прежнего Кремля» с его потерянными навсегда монастырями. Почти все пейзажи написаны с верхней точки созерцания, будто художник воспарил над пространством и временем. Наверное, это промыслительно так устроилось, что огромный пласт в творчестве Дмитрия Белюкина занимает тема Пушкина и пушкинские места. Известнейшая работа — «Смерть Пушкина». Тяжёлое, страшное мгновение. Напряжение и неизбежность, неминуемость близкой развязки во всём: в белизне подушек и простынь, бумаги, тряпицы в руках Дарьи Фикельмон и кружевного воротника Натальи Гончаровой, в тазике с водой, в нагромождении книг, которые словно поглощают умирающего гения… Важная деталь — скомканный лист у столика с недописанными стихами. Что это — недоработанные стихи или предсмертная переписка с Николаем I?

Для меня иллюстрации к «Евгению Онегину» Дмитрия Белюкина — лучшие из всех, которые я знаю. Его Татьяна — настоящая. «Сон Татьяны» — лунный свет, ни капли лживости в передаче образа, ни жеманства, ни заигрывания со зрителем. На картине «Матушка Русь. Ярославль», которая написана по заказу РЖД для Ярославского вокзала в Москве, меня поразили… форточки. Это какое-то особенное чувство умиления и лёгкой грусти. Милые, беззащитные в своей натуральной открытости штрихи провинциальной жизни. Кажется: дотронешься мизинцем и прикроешь их. Монументальное полотно похоже на панно только размером — пять метров в длину. Но никакой привычной для такого жанра работ декоративности нет. Жаль только, что картина висит в VIP-зале, не всякий наш простой человек отважится зайти… Но туда пускают без проблем: надо просто сказать, что идёте смотреть «Ярославль».

В проекте передвижной выставки «Тихая моя Родина» Дмитрия Белюкина поддерживает Центр Национальной Славы. Выставочный фонд автора — более трёхсот живописных и графических работ. Его картины — не для продажи, а для людей, которые, по словам художника, не разучились воспринимать реалистическую живопись и которым она необходима для жизни. Символично, что галерея Дмитрия Белюкина, открытая по инициативе Президента ОАО «Российские железные дороги» В.И.Якунина, находится в Царской башне Казанского вокзала. Она собрала вместе более ста пятидесяти лучших работ мастера, а выставочный фонд — более семисот картин. Белюкин проводит в Галерее концерты классической музыки, знакомит зрителей с работами молодых художников России, работающих в традиции русской школы живописи. Эта идея продолжает традицию, заложенную Саввой Морозовым, доступности для всех людей вокзалов-музеев, но на новом уровне. Искусство в пути, по дороге к зрителю, как и вся Россия, — это постоянное движение, ходьба, паломничество, переезды…

«Белая Россия. Исход». Если бы Господь сподобил Дмитрия Белюкина написать лишь эту картину, даже тогда была бы миссия художника честно выполнена. Эпическое полотно поражает сильнейшим психологическим зарядом. Первое, что пробивает сразу, — это взгляд сестры милосердия — единственной из первого плана, смотрящей в глаза зрителю всех поколений. Как символ гибели империи, смирение русской души перед свершившейся неизбежностью и безбрежностью страданий.

Полковой священник, разделявший с армией все невзгоды; умирающий полковник; казаки и кавалеристы, взявшие с собой ненужные сёдла и припасы для оставленных на берегу лошадей; гимназисты, купцы, сановники, дамы, дети, профессора и богема… Бунин вдалеке у пароходной трубы… Они растворяются в тумане — образы людей, навсегда уходящих в прошлое. Здесь, на этом последнем клочке исчезающей России, сгрудились все — и те, кто поддерживал революционеров и участвовал в модных либеральных кружках, и те, кто до последнего мгновения был верен царю…

Ещё две знаковые картины — «Осколки» и «Зеркало». Разные по сюжету, но близкие по пронзительности, историческому времени и драматургии. Разорённая усадьба, втоптанный в землю вековой уклад жизни, ростки, пробивающиеся на свет, и мальчик в картузе, который пытается собрать по крупицам безвозвратно разбитое. Возможно, отец или старшие братья этого мальчика разрушили и сожгли помещичью усадьбу, а он, вдалеке от ребятни, повинуясь природной вечной тяге к красоте, собирает тарелочку из осколков.

В «Зеркале» также режет острый отчаянный взгляд в отражении, словно смотришь сам на себя. Тебя, раскулаченного, забирают из родного села красноармейцы с непроницаемыми лицами. Старое зеркало, которое видело много поколений, засохший хмель от нечистой силы, фотографии предков и детей, карикатура и на царя, и на Керенского, и на Ленина…

Одно из последних творений художника — картина «Утро Бородинской битвы. Выезд на позицию кавалергардского полка». Это произведение приурочено к двухсотлетию победы в войне 1812 года. По достоверности деталей можно изучать историю — настолько досконально и кропотливо проработал Дмитрий Анатольевич мельчайшие подробности обмундирования и экипировки: белые колеты, кирасы, позолоченные звёзды Андрея Первозванного на касках с султанами… Несколько часов спустя сам Барклай-де-Толли поведёт солдат в атаку, где весь полк поляжет. Но внимательный, думающий зритель увидит — из утреннего тумана неторопливо выезжают воины, которым нет конца и края, и взамен убитых ровным строем встают другие.

По этюдам прошлогодней весенней поездки в Иерусалим написаны три картины. Это частица Святой земли, возможность побывать в тех желанных местах, увидеть, схватить самое яркое, основное, прикоснуться к благодатным камням и стенам, пройти по тем дорогам, по которым ходил наш Господь.

Но и русская земля полна любви и благости. Об этом свидетельствует и одна из последних работ художника «Спасское-Лутовиново. Бурная весна». Тургеневские места дороги каждому, кто любит русскую литературу. А увидеть их глазами чуткого, внимательного и талантливого человека, способного запечатлеть неосязаемое порхание быстропроходящего дня, игры красок света и природы, — это истинный отдых и праздник для души.

Мила ИЛЬИНА