Елена Захарченко - Жизнь, воскрешённая в искусстве

Архив: 

 

В нынешнем году скульптор Елена Александровна Комолова встретила в своей мастерской вот уже 95-й день рождения. Сегодня её произведения украшают не только улицы, здания в Санкт-Петербурге, но и во многих других городах России, стран ближнего зарубежья.

 

Её отец был родом из крепкой станичной семьи, он имел талант художника-педагога. В автобиографической повести Елена Александровна вспоминает, что её отец — Александр Григорьевич Ковалёв — в возрасте 16 лет, подговорив своего станичного товарища, самовольно ушёл из дома и отправился в Америку, чтобы учиться искусству. Сохранились сведения о том, что Александр брал уроки живописи, когда проживал в Сан-Франциско. Однако профессиональным художником отец Елены Комоловой так и не стал. А в возрасте тридцати лет принял решение вернуться на Родину, обзавестись семьёй. Его жена Людмила Сергеевна Васильева, воспитанная в дворянской семье, тем не менее согласилась отправиться вместе с супругом в станицу Отрадную…

Мать не особенно одобряла желание девочки лепить из глины весёлые фигурки. Ей больше нравилось, когда Елена садилась рисовать — копировать с открыток произведения мастеров живописи. И даже увидела в этом свой интерес — картинки хорошо продавались на рынке. Вот, мол, есть ощутимый результат и от детского увлечения…

А затем грянули репрессии. Состоятельных граждан, к числу которых причислили и семью Ковалёвых, включая престарелых бабушку и дедушку, буквально изгнали из родного дома. Людей, которые построили на свои средства для станицы гимназию, церковь, магазины! Благодаря сердечному участию близкого родственника Николая Ивановича Комолова девочка оказалась в его семье в Ленинграде. Он дал ей свою фамилию, которую поныне с честью носит Елена Александровна.

По признанию Елены Александровны, её поступление на скульптурный факультет в институт имени И. Е. Репина было настоящим чудом. Поначалу она и не осмеливалась подавать свои скульптурные самоделки строгой академической комиссии института. Просто судьба подарила ей доброго и чуткого человека, выпускника Академии художеств. Он увидел её работы в скульптуре, и убедил Елену Александровну серьёзно заняться учёбой а не уезжать на Север для заработка, как планировала Елена Александровна. Было ей тогда всего 22 года. Годом зачисления её на первый курс института имени И.Е.Репина стал роковой 1941-й. Блокаду Елена Александровна пережила в стенах родного института.

Потрясённая девушка видела, как умирали молодые ребята, студенты. Чаще всего это были совсем не приспособленные к жизни юные мальчики. Затем — эвакуация института в Самарканд. И до сих пор ей нередко вспоминается дорога через ладожский лёд, где ещё на берегу озера многих эвакуируемых уничтожила вражеская бомбёжка. Вернуться в Ленинград и продолжить обучение в академии Елена Александровна смогла только в 1944 году. Дипломная работа Е.А.Комоловой — оригинальная многофигурная композиция высотой более двух метров. Созданный ею образ строительниц метро стал очень популярным в стране.

Буквально с первых работ в творчестве профессионального скульптора Елены Александровны Комоловой ощущается биение жизни, её проблемы, драматические ситуации. Сколько памятников героям Великой Отечественной войны, солдатам Второй мировой выполнено ленинградскими скульпторами! И всё же образ солдата у Комоловой — совершенно неожиданный. Мало кто знает, как героически погибали на фронтах Великой Отечественной войны специально дрессированные собаки, помогая уничтожать вражеские танки ценою своей жизни… Момент прощания солдата с собакой и запечатлела Е. А. Комолова в скульптурной композиции «Это не должно повториться».

Елена Александровна Комолова сохранила в столь почтенном возрасте какую-то детскую веру в обязательную конечную победу добра над злом. А ещё — дружеское доверие и светлую надежду на будущее и присущую ей трогательную любовь к животным.

Она по-прежнему полна радостного восторга перед величием тех людей, портреты которых успела создать. Особенно взволнованно рассказывает Елена Александровна о судьбе талантливого русского учёного, основоположника телевидения, профессора Технологического института Б.Л.Розинга, который был осуждён Сталиным в ссылку в Архангельск, где скончался в 1933 году. Выдающийся учёный, он ещё в 1907 году получил патент на изобретение тех технических средств, которыми доныне пользуется телевидение.

В 1962 году по заказу Министерства культуры Елена Александровна Комолова выполнила бюст учёного для выставки «Советская Россия». После участия в представительной выставке в Москве бюст Б.Л.Розинга вернулся в родной Ленинград и занял своё достойное место…

Подлинное искусство ведёт к жизни вечной, жизни в Господе. Оно соединяет нас подобно невыразимому таинству Божественной литургии в уникальном мысленном пространстве общего бытия, где мы все становимся по-настоящему родными.

Елена Владимировна ЗАХАРЧЕНКО