Александр Крутов - Между добром и злом

Сегодняшнее положение России выглядит весьма странным. С одной стороны — накоплены солидные золотовалютные резервы за счёт продажи природного сырья, и многие страны находятся в энергетической зависимости от нас, и потому у нас прорезался голос на мировой арене, с другой — российская экономика, вдвое сократившись, базируется на энергосырьевых отраслях и почти лишена высокотехнологического производства.

Объём корпоративных долгов наших банков и компаний Западу примерно равен всем золотовалютным резервам, включая Стабфонд. И долги растут быстрее резервов.

Теперь, если мы захотим взять из всех западных финансовых институтов наши финрезервы, то нам их не отдадут, пока банки и компании не вернут свои долги. Россия, при её огромном стабилизационном фонде, — по-прежнему в кризисе. И говорить о зияющих проблемах безопасности, народонаселения, здоровья, образования, воспитания, жилья, о классовом и социальном расслоении нет даже необходимости. Это очевидно для многих. Хотим мы того или нет, но жизнь каждый день всё острее ставит вопрос о смене «курса реформ». Курс, всё больше расширяющий пропасть между сверхбогатыми и бедными, не может продолжаться.

Уже сегодня безудержная эксплуатация материально-технической базы (созданной ещё в СССР), не ради целостного развития экономики и общества, а в интересах немногих, оборачивается падением производства, техногенными катастрофами, ростом цен и бедности. Созданная буржуазно-криминальной революцией финансовая, предпринимательская и чиновничья элита оказалась способной только к присвоению за бесценок народной собственности, извлечению для себя баснословных доходов (по росту миллиардеров мы впереди планеты всей), а не к умному деланию на благо всего общества. Весь государственный аппарат настолько погряз в бюрократизме и коррупции, что это стало национальной бедой. Заявления о том, что оживление экономики последних лет придаёт уверенности гражданам в возможности полнокровной жизни и деятельности, не только преждевременны, но и не заслуживают серьёзной поддержки.

За всеми словами власть предержащих о радужных перспективах нет ответа на главный вопрос: как будет расти экономика, если население страны неуклонно сокращается?

Кризис, в котором оказалась Россия, не только финансовый, промышленный и демографический — это, прежде всего, кризис бытующего в России сознания. Говорят у нас нет идеологии. У нас есть идеология — идеология либеральных ценностей: всё, что не запрещено — разрешено. Свобода всего и от всего, свобода вседозволенности. И всё это основывается на формуле: «деньги — товар — деньги». Где товаром может быть человек, душа, честь, совесть. Деньги любой ценой. Но деньги имеют свойство обесцениваться и превращаться в пустые, ничего не стоящие бумажки. Так и жизнь человека, общества, построенная на деньгах, обесценивается и разрушается. Либерализм приводит к отрыву от корневой культуры, отказу от русской соборности: сознания духовной общности народа, основанной на общем служении и общем долге. Сохранение чистоты Православной веры и спасение всего человечества во Христе — вот наша идеология с момента Крещения Руси. Новая Россия может строиться только на духовных ценностях Православия, на русской соборности, смысл которой в служении Истине — Иисусу Христу.

Наивно полагать, что страна сама по себе, усилиями отчаянно борющегося за жизнь населения, перейдёт на новое мышление. Ничего не может произойти без волевых, целенаправленных усилий правящего в стране центра.

Спрашивается, в чём же дело?

У нас православный Президент, православный Председатель Правительства, православные Председатель Государственной Думы и Председатель Совета Федерации. Если судить по телевидению, большинство руководства страны — православное, не говоря уж о предпринимателях. А основы православной культуры в школы не допускают. О чём это говорит? О том, что большинство из нас просто по названию верующие люди. Крестился человек и думает, что на этом его православная миссия закончилась. Нет, это только начало. Человек, крестившись, взял на себя огромную ответственность быть вместе со Христом. А если мы продолжаем ту же греховную жизнь, не стараемся изменить себя, то, спрашивается, какие же мы православные? В большинстве своём мы — фарисеи. В храм забежим свечку поставить, хотя перед Господом будет стоять не свеча, а душа, да на Пасху придём яйца красить — вот и вся наша православная жизнь.Это о нас сказал Иисус Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, в внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23,27—28).

Дождёмся ли мы таких руководителей, которые бы не оставляли свою православность в церкви или дома, но и на работе следовали заповедям Христа? Дождёмся. Если будем «жить не по лжи», как говорил Александр Исаевич Солженицын. Не писать, не говорить, не делать ничего, что искажает истину, что противно твоей совести, не голосовать за человека, которого считаешь недостойным, не брать и не давать взятки… не быть духовным лакеем.

Это, конечно, осложнит жизнь, но надо выбирать. Между добром и злом. Принесёт ли наше неучастие в поддержке зла пользу? А разве оказались бы возможны перемены, которые произошли более семнадцати лет назад в нашей стране, если бы в народе, во всех его слоях не вызрело презрение и отвращение к тем людям, их делам и поступкам, затопившим страну ложью и демагогией, которые олицетворяли собой власть?
Только собственная трусость не даст нам возможность совершить духовную революцию. Хотя нам, православным, бояться нечего. Ведь Христос сказал своим ученикам: «Я с вами во вся дни до скончания века». То есть, Я с вами и никто против вас. И вот в этих словах заключается символ нашей надежды.

Да, Господь с нами, но ведь надо ещё чтобы и мы были с Ним, чтобы своими сердцами ощутили Его Божественное присутствие, защиту, помощь и радость.

Александр Николаевич Крутов,
"Русский Дом", №11,2008г.