Владислава Филянова - Последний «бастион» Католической Церкви

Архив: 

 В ночь с 13 на 14 марта 2013 г. 266-м папой Римским стал кардинал Буэнос-Айреса, 76-летний иезуит Хорхе Берголио, избравший имя святого Франциска Ассизского. В избрании этого имени папой кроется программа его понтификата и курс, которым он поведёт церковь.

Избрание нового папы-традиционалиста показывает, что консервативный курс церкви скорее всего не изменится. Папой стал аргентинец итальянского происхождения, представитель континента, где проживает 42% всей паствы 1,15-миллиардной Католической церкви (тогда как в Европе проживает лишь 17%). Новая фигура папы отвечает интересам многих частей Католической церкви — Римскую курию удовлетворяет то, что он итальянец по крови, орденские системы — то, что он иезуит, большую часть паствы — то, что он в прошлом кардинал из Латинской Америки.

Для понимания места нового папы Франциска — самостоятельной и консервативной ли он будет фигурой, или марионеткой в политических играх Запада — нужно осмыслить путь, пройденный Римской церковью в последние десятилетия.

Предыдущий папа уступил перед секулярным обществом и мощным давлением СМИ.Он признал власть СМИ, заявив перед своим уходом, что они исказили результаты Второго Ватиканского Собора и создали в общественном сознании альтернативный и ложный образ Великого Собора; раздули педофильский скандал, в либеральном ключе давят на церковь, диффамируют определённых её представителей и т.д.

«Капитуляция» папы-немца Бенедикта XVI выглядит очень символичной. За этим кроется духовная капитуляция Европы. И эта капитуляция римского понтифика есть свидетельство того, что Запад отрекается от своих бывших союзников, таких как Ватикан. Бенедикт XVI стал папой «отрезвения» после упоения реформаторской романтикой Второго Ватиканского Собора, понявшим, что современная Европа не изменилась со времён революций и она по-прежнему враждебна христианству, несмотря на краткосрочную идиллию в условиях «холодной войны», когда через личность папы-поляка Иоанна-Павла II Запад получил очень многое — сокрушение коммунизма в Восточной Европе, победу в «холодной войне», делёж и уничтожение Югославии. При поддержке Ватикана тогда создавались новые католические государства на обломках советского лагеря.

Папа Войтыла сделал всё для строительства единой Европы, которая должна была стать политической и духовной альтернативой США и СССР.В условиях «идиллии» Католическая церковь пошла на уступки и изменение конфликтных мест в Священном Писании и молитвах по отношению к распявшим Христа евреям, усилила диалог со всеми религиями и тихо убрала запрет на масонство для католиков.

Таким образом, при Иоанне-Павле II Ватикан с Европой и США шли в одном политическом русле, их интересы совпадали, но уже при Бенедикте XVI церковь не столько активно участвовала в политических процессах, сколько всеми силами отбивалась от агрессивных нападок и скандалов.

Сегодня она наблюдает, как уменьшаются позиции христианства в мире из-за событий на Ближнем Востоке, где стираются следы присутствии христианской цивилизации: древние храмовые памятники разрушаются, христианское население покидает свои дома и исторические территории; рукописи и безценные памятники христианской культуры грабятся и сжигаются. И всё это делается опосредованно бывшими союзниками, некогда христианскими державами, которые взаимодействуют в своих интересах с исламскими террористами.

При учете того, что Ватикан столетиями вёл работу по вовлечению в унию мелких древнехристианских церквей на Ближнем Востоке, медленно, но последовательно стремился расширить своё влияние на православных территориях, нынешние события в Африке и на Ближнем Востоке — страшный удар по Римской Католической церкви. Её вековые достижения разрушены за несколько лет политикой якобы христианских США и постхристианских европейских стран.

В этих обстоятельствах очевидно, что Ватикан как политический союзник более не нужен главным политическим центрам. Потому политическая эйфория, присущая папе Войтыле, прошла при папе Ратцингере, в политике больше не «действует Дух Святой», как считал Иоанн-Павел II, современная мировая политика очевидно уничтожает не только толерантный ислам, но в первую очередь христианство.

Мы должны признать, что произошёл провал миссии папы Бенедикта XVI.Он не смог выразить протест политике стран НАТО, хотя с первых дней военного конфликта в Ливии раздавались крики с просьбой о помощи со стороны местных католических кардиналов, пытавшихся спасти и уберечь свою паству.

Уход папы-немца и избрание папой представителя Аргентины свидетельствуют, что центр католической веры из Европы, где гонят Христа, и разрушенного Ближнего Востока перемещается в свой последний «бастион» — Латинскую Америку, где она ещё жива.

Новый папа призывает в помощь имя католического святого Франциска Ассизского, что действительно свидетельствует о программе его деятельности. Имя Франциска дорого каждому католику, это вызов богатству и наживе, призвание заботиться о бедных, молиться и богословствовать.

Хотя нам, наученным горьким опытом, не нужно сбрасывать со счетов и ту версию, что Ватикан по-прежнему является вспомогательным средством в политике Запада и новый папа-аргентинец, возможно, призван бороться с коммунизмом в Латинской Америке и «теологией освобождения».

Владислава Николаевна ФИЛЯНОВА