Александр Бобров - Слёзы дождя в Велеграде

Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский утверждал: «У России есть две всемирно-исторические задачи, это — Славянство и Православие».

В наступившем году весь славянский мир и Россия как главная составляющая и опора этого мира будут отмечать несколько сияющих дат: в 863 году, 1150 лет назад, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий начали свою Моравскую миссию по созданию нашей письменности. О ней говорится в главной русской летописи «Повести временных лет»: «И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своём языке».

И второй юбилей. В 1863 году, 150 лет назад, Российский Святейший Синод определил: в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых равноапостольных братьев установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая (24 по н.ст.).

В 1986 году по инициативе писателей, особенно покойного уже Виталия Маслова, сначала в Мурманске прошёл первый Праздник письменности, а на следующий год его широко отметили в Вологде. Наконец, 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении Дней славянской культуры и письменности. Читателям не надо напоминать, что 24 мая ещё и день тезоименитства Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Логически представляется, что единственный государственно-церковный праздник России имеет все основания приобрести не только общенациональное звучание, как в Болгарии, но и общеславянское значение. Кстати, в Болгарии 3 марта 2013 года будет в 135-й раз отмечаться День освобождения от османских угнетателей и воскрешения Болгарского государства, когда здесь славили русских воинов, победивших в русско-турецкой войне. Болгария после многовекового рабства обрела независимость. С тех пор свою горячую признательность за избавление болгары — ещё не члены НАТО — выразили красиво: главная улица Софии — это бульвар Царя-Освободителя, названный в честь Александра II. Немало и других улиц, парков и музеев, носящих русские имена. В их честь нарекали даже населённые пункты. В провинциях Болгарии есть Граф-Игнатьево, Скобелево, Братушково… «Братушки» — так трогательно называли русских солдат болгары, установившие на небольшой своей земле свыше 400 памятников русским. В душе болгарского трудолюбивого народа живут историческая память и благодарность.

Живёт в веках, хранит души народов и сам язык. Кстати, болгары убеждены, что святые братья Кирилл и Мефодий начали переводить священные книги именно на древнеболгарский язык. О, тут история темна. И по сей день в учёной среде не снят с обсуждения вопрос: какая же из двух славянских азбук была первоначальной? Какую из них создал (сам или при участии брата Мефодия) младший Солунянин? Вроде бы, по логике, по названию Кирилл, автор как раз той азбуки, которая названа его именем — кириллицей. Но в кругу исследователей в XX веке прочно утвердилось и теперь, пожалуй, преобладает противоположное мнение: создатель славянской азбуки изобрёл не кириллицу, а глаголицу. Именно она — первородней. Её совершенно необычным, оригинальным буквенным строем были исполнены старейшие из славянских рукописей. Приверженцы такой теории считают, что кириллическая азбучная традиция утвердилась поздней, уже после кончины Кирилла — у писателей и книжников, трудившихся в Болгарском царстве в X веке. Через их посредство, как известно, кириллическая азбука перешла и на Русь. Как бы там ни было, а точней всего об этом творении Кирилла и Мефодия сказал строгий судья — Лев Толстой: «Русский язык и кириллица имеют перед всеми европейскими языками и азбуками огромное преимущество и отличие… Преимущество русской азбуки состоит в том, что всякий звук в ней произносится — и произносится, как он есть, чего нет ни в одном языке».

В Велеград братьев пригласил великий князь Ростислав, и 1150 лет назад кириллица и глаголица достаточно мирно, хотя вынужденно, сосуществовали в течение всей миссионерской работы солунских братьев в Великой Моравии. Вот сюда-то, в колыбель славянской письменности, я и хотел давно попасть.

Дорога моя началась через Брно. Этот красивый город — ровесник Праги. Брно в настоящее время является столицей Моравии. Здесь расположен известный университет имени Масарика. На факультете педагогики существует кафедра русского языка и литературы, где я и нашёл своих коллег-русистов. Поговорил с заместительницей заведующей кафедрой Евой Моленовой, узнал, что на кафедре всего шесть преподавателей и сто студентов всех курсов: «Но есть тенденция к увеличению». Стал расспрашивать про Велеград — средневековую столицу Великой Моравской империи: «А, Велихрад! Я там никогда не была…» Посмотрели по интернету. Оказывается, надо всего-то проехать 60 км восточнее Брна (название — склоняется) до города Угерске-Градиште, а там — 9 км до нынешней деревни Velehrad.

Отправился в путь под дождём по холмам, а потом уже и взгорьям Моравии, мимо золотых ещё лесов и сплошь возделанных, ухоженных полей (бедная моя Россия!), на многих зеленели озимые. Ехал с волнением в груди, ждал встречи с местом своего славянского паломничества. В 863 — 866 годах здесь жили и проповедовали Кирилл и Мефодий, а потом старший брат и вовсе остался тут и нашёл свой последний приют. Жизнь святого Кирилла (Константина до монашеского пострига) оборвалась очень рано — на 42-м году. Мефодий же стал архиепископом Моравии, полностью посвятил себя трудам и борьбе за веру и в возрасте 60 лет был погребён в Велеграде в соборном храме.

По дороге открылась перепруженная речка Салашка, центр скромного посёлка, с малыми домами которого контрастировал гигантский средневековый светло-жёлтый ансамбль. В 1205 году здесь вырос цистерцианский монастырь, а в XIX веке — иезуитское училище и комплекс других культовых построек. Церковь и монастырь возведены на фундаменте романских построек, уничтоженных пожаром в 1681 году (считается, что поджог был устроен протестантами). Монастырь — одно из главных мест паломничества в Чехии, европейские католики посещают и храмы Вознесения Девы Марии, Кирилла и Мефодия. Например, 1100-я годовщина смерти святого Мефодия 5 июля 1985 года привлекла сюда более 150 тысяч человек, что официально зафиксировано как самое большое собрание верующих на территории страны! Позже сюда нанёс визит папа Иоанн Павел II, в честь его приезда установлен гигантский белый крест.

Не знаю, как часто приезжают сюда не католики-паломники, а славянские туристы, но в день моего приезда я был один… Прошёл к огромной двухбашенной базилике, которая отчасти реставрировалась, открыл коричневую тяжёлую дверь, вошёл в полумрак костёла и двинулся между рядами скамеек к чуть мерцающему алтарю. Справа от него сразу увидел белеющую скульптуру Кирилла и Мефодия. Поклонился первоучителям словенским и отправился восвояси.

У автобусной остановки увидел стрелку «Винни склеп». Мне понравился перевод слова «погреб», я зашёл и попробовал красное моравское, очень кислое вино. Им причащались и тысячу лет назад:

Мне побывать суждено
Возле лесистых предгорий.
Красное это вино
Пили Кирилл и Мефодий…

Обратный автобус оказался не экспрессом, а обычным рейсовым, который заезжал в другие городки, и вдруг мы свернули по указателю «Славков у Брна». Это же чешское название Аустерлица! Смотрю: стрелки ведут к Замку, к Центру Бонапарта. Какое историческое место, а у меня времени уже не осталось на его посещение. Всю оставшуюся дорогу думал о том, как у нас туристические фирмы впаривают путешественникам пивные да новогодние туры Злата Праги. А нет бы сделать и разрекламировать замечательный славянский недорогой маршрут по Моравии: Брно — Славков (Аустерлиц) — Угерске-Градиште на Мораве, великой славянской реке, наконец, Велеград — место поклонения святым Кириллу и Мефодию. Ведь я там был один не только русский, но и один славянин…

Это ли не говорит о том, что сегодня происходит в расколотом, кровоточащем мире славянства. Он всегда вызывал ненависть Запада. Вспомним хотя бы слова Фридриха Энгельса: «Мы знаем теперь, ГДЕ СКОНЦЕНТРИРОВАНЫ ВРАГИ РЕВОЛЮЦИИ: В РОССИИ и в СЛАВЯНСКИХ областях Австрии…», то есть он говорил о нас и как раз о чешских и моравских землях, входивших в Австрию. По поводу России сынок богатого фабриканта, дававший деньги Марксу на европейскую революцию, явно ошибся. А вот куда сегодня смотрят западные славяне? Что вообще ждёт славянский мир в обозримом будущем? Только ли католики будут совершать паломничество в Велеград?

Путник, когда ты придёшь,
Вспомни про эти вопросы.
Осень в Моравии. Дождь –
Это славянские слёзы.

Александр Александрович БОБРОВ