И БОГ ОТВЕТИЛ ПРОРОКУ

 

15 декабря VII в. до Р.Х.  — память святого пророка Аввакума

 

Планета Земля кажется прекрасной тем, кто смотрит на неё из космоса. Но тем, кто живёт на ней, всё происходящее на Земле видится скорее в мрачном свете.

Смятение, неразбериха, войны, насилие, жестокость, неправедность судов и судей, показная роскошь и ужасающая нищета, нравственное разложение и разврат — мир всё более уподобляется гигантской бомбе с коротким запалом, из недр которой ясно слышится тиканье часового механизма.

Всё больше людей задаются вопросами: откуда все эти беды? Вся эта несправедливость? Почему люди, лишённые совести, благоденствуют? А совестливые и добрые страдают? Почему Бог не вмешается, не предпримет что-либо? Почему не внесёт разумное светлое начало во весь этот хаос? Почему? Почему? Почему? Но эти душераздирающие вопросы едва ли появились только сейчас.

За столетия до прихода к нам Иисуса Христа древний пророк Аввакум, окинув мысленным взором землю, полную насилия и зла, воззвал из глубины души к Богу: Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?.. Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его? (Авв. 1, 3, 13).

Так взывал пророк ко Господу, видя беззакония людские, и ожидал праведного суда от Самого Бога. В ответ на горячие жалобы пророка Господь повелевает ему: Запиши… и начертай ясно… Господь возвестил Своему избраннику, что скоро должно наступить наказание за всеобщее нечестие. По повелению Божию пророк Аввакум предсказал евреям такое страшное событие, которому в его время даже трудно было поверить, — именно разрушение Храма и самого Иерусалима и пленение вавилонское.

То, что сказал пророку Господь, записано в маленькой книге Аввакума. Эта книга по-своему уникальна. В отличие от других пророков, которые возвещали «сказанное» Богом людям, Аввакум вступил с Богом в диалог, в разговор о людях. Большинство ветхозаветных пророков предупреждали о близящемся Суде Божьем. Аввакум же просил этого Суда.

Сказанное Богом даёт наилучший ответ на звучащее в веках и тысячелетиях «почему?». Он кроется в извечном понятии веры и доверия. Когда видимое вокруг вызывает ужас, взгляд, обращённый вверх, приносит надежду. Разрешение жалоб Аввакума, как и его предшественника Иова, именно в вере и доверии. Бог ответил пророку. И теперь он знает, что мир и полнота жизни будут обитать в тех, кто вопреки всей видимой реальности не усомнится в Боге и до конца будет доверять Ему. У надменного душа не устоит, праведный своею верою жив будет.

Хотя сомнения и смятение неизбежно воцаряются там, где свирепствует грех, встреча человека с Богом может обратить смятение в доверие, и тогда на смену сомнениям придут надежда и уверенность. И пророк Аввакум на фоне тёмных дней Иоакимова царствования, незадолго до вавилонского пленения, обращается к народу с необычным посланием надежды и ободрения. Третья часть книги — «молитва пророка Аввакума» (3, 1—19) — изображает пришествие Судии мира и традиционно толкуется как содержащая мессианские предсказания о боговоплощении Иисуса Христа (3, 3).

Книга пророка Аввакума начинается с «вопросов» к Богу, а завершается мольбой к Нему и хвалою. Страх превращается в веру. Восторг преклонения перед Господом не оставляет места страданию. Вопросы, заданные Аввакумом в смятении сердца, находят разрешение в пришедшем к нему понимании: нет в мире ничего, что не было бы под контролем, и контроль этот осуществляется Богом.

Об этом нам напоминает и апостол Петр: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3, 9).