Владимир Патоков - Наш ответ Западу

Несколько лет назад один из идеологов проекта глобализации Фрэнсис Фукуяма выпустил книгу под названием «Конец истории и последний человек». В ней он утверждает, что капитализм и либеральная демократия являются единственно верным путём человеческого развития.

И хотя ранее «свободные» демократические страны часто воевали с «тоталитарными» социалистическими государствами, в будущем, когда либеральная демократия распространится повсюду, войны практически исчезнут.

При этом, правда, Фукуяма отмечает, что социалистические государства сумели быстро осуществить переход в индустриальную эпоху. Однако для «прыжка» в постиндустриализм им необходимо было перестроиться под капиталистическую систему.

Его знаменитый оппонент И.Валлерстайн, напротив, последние годы неустанно заявляет, что капиталистическая система себя исчерпала и нынешний глобальный кризис — очевидное тому свидетельство.

Чтобы глубже понять суть дискуссии о будущем капитализма и либеральной демократии, рассмотрим некоторые факты, которые позволят нам сделать ряд важных выводов.

Проведено множество научных исследований, отечественных и зарубежных, детально описывающих суть современного капитализма, которую упрощённо можно свести к нескольким формулам. Первая: данный экономический порядок строится по принципу «периферия — центр». Он основывается на том, что главные государства — это потребители природных и финансовых ресурсов, в частности США и Европа; а на периферии находятся так называемые территории-доноры (колонии). Там классический вариант капитализма невозможен: вступив на путь «демократических» реформ, такие государства образуют узкий слой олигархии, ведущий рыночный образ жизни, и обширный слой беднеющего населения. Так было с начала Великих географических открытий и начала образования колоний Запада. С тех пор мало что изменилось. И потому строительство в России рыночной управляемой демократии есть утопия — это мы поняли в последние 20 лет нашей социально-экономической деградации.

Вторая формула: краеугольным камнем капитализма является принцип всеобщей конкуренции. Однако ошибочно полагать, что конкуренция — это выбор лучшего для потребностей общества. Нам навязывается массовая культура, нас втягивают в игроманию, наше сельское хозяйство производит ГМО-продукцию… Это что, для конкуренции необходимо? Нет. Такая «конкуренция» привела Россию не к развитию более совершенного производства, не к богатству населения, а к формированию монополий и криминальных бизнес-структур, стартовые экономические позиции которых на заре перестройки были лучше, чем у других.

Капиталистическая экономика невозможна без особой рыночной идеологии. Если основой социальных отношений в традиционных обществах являлись исторически устоявшиеся нравственные нормы, то рынок предлагает новую универсальную основу самоорганизации — меркантильный интерес. Смыслом общественных отношений стало стяжательство. Ведь для эффективности рынка необходима свобода от нравственных, моральных и религиозных ограничений, что порождает экономический либерализм и индивидуализм.

В основе рынка действует такой существенный фактор, как ссудный процент. В условиях глобализации, то есть отсутствия границ для миграции капиталов, это явление сформировало всемiрный долговой финансовый пузырь, который стал неустранимым препятствием для дальнейшего развития человечества. Единственным выходом из этого тупика является аннуляция всех долгов либо через мiровую гиперинфляцию доллара США, либо через переход к новой форме посткапиталистического устройства. Мiр вступил в период хаоса, из которого должен сформироваться новый порядок. Принципиальным моментом является социально-экономическое состояние государства на выходе из кризиса: тот, кто сохранит (или приумножит) богатства и ресурсы во время оного, получит более значимые стартовые позиции в новой эре.

Сейчас мы видим, как Центральная Азия и всё Евразийское пространство погружаются в воронку нескончаемых войн, политических и религиозных конфликтов, сепаратизма и криминализации.

Эта воронка может втянуть в себя и Россию, как и Китай, Индию, Пакистан, Израиль, Иран. Уже государства Южной Америки спешно закупают оружие у России, у США, грозят друг другу войной.

Посреди всего этого надвигающегося хаоса есть только один островок кажущейся стабильности — США.

Збигнев Бжезинский, советник по внешнеполитическим вопросам президента США Барака Обамы, выступая с лекцией в Королевском институте международных отношений в Лондоне, заявил, что только мiровой лидер — США — имеет право принимать глобальные решения в области безопасности, а нестабильная в экономическом отношении Европа и тем более весь остальной мiр должны их выполнять; США будут добиваться создания новой системы международных организаций вне ООН, так называемого «Альянса демократий» под эгидой Вашингтона; США готовы интегрировать Россию в новую систему международных решений «без её исторического имперского багажа», вне союза с Белоруссией и Украиной, разделённую на несколько «демократических» автономий. При этом «не исключён вариант использования прямого давления на российскую элиту путём угрозы замораживания счетов состоятельных россиян, в том числе и в офшорных финансовых зонах». США не в состоянии обеспечить мiр в Средней Азии, потому соседние с ними государства и Евросоюз обязаны активней подключаться к этому процессу во избежание военного сепаратизма на их собственных территориях.

Холодная война прошла под знаком борьбы двух социально-экономических систем: капитализма и социализма. По существу, речь шла не о соревновании в модели хозяйственной эффективности, а о цивилизационном противостоянии двух духовно-нравственных полюсов — православного и протестантского, присущего капитализму. И если бы мы все были православными… И победа Запада в 1991 году определилась не превосходством духовной идеи стяжательства протестантской этики и нестяжательства Православия, но прежде всего атеизмом. Другими словами, советский народ, по сути, руководствуясь христианскими заповедями, официально это самое христианство отрицал и даже боролся с ним — желал западных «благ».
Суровые вызовы наших дней требуют формирования нового проекта будущего и мобилизации всех слоёв населения для его реализации. Религиозно-идеологического единства нации, Церкви и государства.

Построение капитализма в России противоречит не только духовным и идеологическим ценностям русского народа, оно отвергает ценности христианства. Напротив, некоторые социалистические ценности в чисто экономическом аспекте не противоречат Православию, более того, имеют в своей основе христианскую этику межчеловеческих отношений.

С этой точки зрения экономическая идея прошлого о справедливости и солидарности — это христианство в земной проекции.

Формула новой русской идеологии — это триада: православная духовность, определяющая идеологию государственности; национальная державность как основа суверенитета, самобытности и самодостаточности русского народа; социальная справедливость — краеугольный камень экономических отношений, предусматривающий национализированное народное хозяйство, которое обеспечивает уровень жизни и развитие страны.

Православная идеология в условиях глобального кризиса является реальной альтернативой глобализации.

Владимир Владимирович ПАТОКОВ