Протоиерей Владимир Вигилянский - Что это было?

 

Вышла в свет книга протоиерея Владимира Вигилянского «Что это было?». Предлагаем Вашему вниманию некоторые фрагменты книги.

 

События последних трёх-четырёх месяцев, связанные с нападками на Церковь, всколыхнули общество. Огромное количество людей было втянуто в бульварный сценарий под названием «Скандалы, интриги, расследования». Многие из «втянутых» очень комфортно себя чувствовали в этом шоу — наконец-то их заметили, дали им слово, поставили их на место судьи Церкви, другие — были спровоцированы своим нелепым участием в представлении, в котором они ощутили себя паяцами на забаву публики, третьи — были в тени, именно они дёргали за ниточки в своём безумном спектакле, не всегда понимая, в какую сторону повернётся сюжет, но им очень везло — любое лыко было в строку. Счастью их не было конца… Были, конечно, и четвёртые, и пятые. Но главная масса людей, наблюдавшая за всем этим, безмолвствовала. Именно она страдала более всего. Многие, кто до сих пор ещё верит в силу печатного и публично сказанного слова, были соблазнены лавиной непроверенной, а то и клеветнической, информации. Многим до сих пор невдомёк, что, оказывается, можно заработать в интернете, если поучаствуешь в травле тех или иных людей, тех или иных общественных и государственных институтов…На мой взгляд, видимой причиной нападок на Церковь было обострение политического противостояния в обществе.

22 февраля

Вышла моя заметка о вчерашней кощунственной выходке в храме Христа Спасителя: «Акция феминисток, забравшихся на амвон в храме Христа Спасителя, — красноречивая иллюстрация сегодняшней общественной атмосферы. Здесь проявились основные черты нашего времени.

Первая черта — постмодернистское смешение верха и низа, неба и преисподней, что говорит о полной утрате каких-либо табу в общественной морали. Мы живём во времена окончательного исчезновения из нашей жизни общественного договора, представления о том, что можно и чего нельзя, о том, что хорошо и что плохо, что является приличным, а что — неприличным…

Вторая — дьявольский антихристианский оскал некоторой части оппозиции. Девушки сердцем восприняли протестный бренд, призвав Богородицу не допустить во время выборов на пост президента одного из кандидатов… Своей выходкой девушки сделали всё, чтобы сомневающиеся определились в своих предпочтениях, а также в том, идти им к урнам 4 марта или остаться дома. Подозреваю, что те, кто был ранее индифферентен к выборам, пойдут на них, чтобы своим голосом не допустить к верховной власти тех, кто стоит за подобной идеологией и мечтает внедрить её в сознание наших граждан.

Третья черта — тщеславное самозванство, ставшее отличительным знаком нашей культуры, политики, общественного устройства. Девушки выбрали для своего концерта место, обычно занимаемое священником, произносящим проповедь.

Самозванство — это результат смутного времени, когда на поверхность мутной воды со дна всплывают продукты тления. Оказавшись наверху, они объявляют себя элитой, наставниками, экспертами, законодателями. С агрессивной назойливостью они, боясь неизбежного разоблачения, готовы любыми средствами обратить на себя внимание, навязать себя, своё мнение, свои предпочтения всему обществу, а тем, кто не согласен с ними, грозят полнейшей обструкцией. В нашем случае феминистки, не отметившие своё пребывание на этой земле ничем созидательным, достигли того, чего хотели, — о них сейчас говорят, обсуждают их поступок, спорят.

На мой взгляд, общество, относящееся снисходительно или даже безразлично к поступку этих феминисток, утратило как минимум чувство брезгливости к элементарной пошлости. А вместе с ним — и инстинкт самосохранения. Судьба такого общества может оказаться весьма печальной».

7 марта

Либеральная общественность последние две недели призывает Церковь «простить» участниц панк-акции в храме. Первой высказалась российская правозащитница с американским паспортом Людмила Алексеева. За ней последовал Юрий Самодуров — куратор выставок «Осторожно, религия» (2003) и «Запретное искусство — 2006», дважды осуждённый за эти выставки. Со своими советами Церкви выступил и А. Навальный: «Самое правильное, что может сделать сейчас РПЦ, — проявить милосердие и простить неразумных девиц, ходатайствовать об их немедленном освобождении до суда».

Пикантность ситуации в том, что основной речёвкой «Болотной» и «Сахарова» были «Не забудем, не простим!». 

Сейчас посыпались упреки Церкви в отсутствии христианского отношения к «девочкам» — в доказательство приводятся многие отрывки из Евангелия, в которых Иисус Христос «абсолютно всех прощал». Апофеозом стало коллективное письмо к Патриарху с призывом «проявить христианское отношение к участницам группы "Pussy Riot" и ходатайствовать перед судом о закрытии этого уголовного дела». Письмо инициировано Лидией Мониавой и подписано в интернете людьми, большинство которых к Церкви не имеют никакого отношения.

Этот религиозный мотив перемешивается с другой линией либеральной защиты: «девушки» молились как умеют, никакого оскорбления чувств верующих не было, это политическая акция против Путина, против слияния Церкви и государства, против притеснения однополых союзов, против дискриминации женщин.
Но:
1. В храме никакой политической акции не было, никто там не пел ни про Путина, ни про Патриарха, ни про секс-меньшинства. Слова песни были наложены чуть ли не в тот же самый день, когда хулиганки ворвались в храм. Видеоряд был смонтирован из двух акций на амвоне: один в ХХС  21 февраля, другой — в Богоявленском соборе за три дня до этого. Единственное, что множество раз произносили участницы в пространстве храма Христа Спасителя, — это «истинно молитвенный» возглас «С…нь Господня!» Политики — ноль, только оскорбление чувств верующих.
2. Профессионалы утверждают, что смонтированный клип, появившийся в интернете, сделан вполне умело, на профессиональном оборудовании, пародийное кривляние участниц на амвоне отрепетировано заранее и срежиссировано с одной целью — наложить на съёмки песню, записанную студийно.
3. Оскорблены ли чувства верующих, решать всё-таки не Самодурову и не Алексеевой и иже с ними, а самим верующим. Это всё равно что говорить об антисемитских высказываниях, привлекая в эксперты самих антисемитов.
4. Письмо Л. Монавы — чистая провокация, кстати, описанная в Евангелии. Авторы толкают Патриарха вмешаться в дела судебной власти, чтобы она закрыла уголовное дело, дав повод недругам продолжать клевету о смычке государства и Церкви. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21), — сказал Христос фарисеям, пытавшимся подловить Господа и найти доказательство Его политической неблагонадёжности.
5. Кроме того, возникает много вопросов: что делать, если законодательство не нравится некоторой части общества? В той же статье о хулиганстве говорится «о нарушении общественного порядка по мотивам национальной ненависти или вражды». О «религиозной ненависти» — убрать, а о «национальной» — оставить? Или вообще убрать статью о хулиганстве? Правовой нигилизм — разве это то самое, что сейчас так необходимо нашему обществу?
6. В судебном состязательном процессе адвокатов и прокурора, защитников и обвинителей должны выясниться все обстоятельства, мотивы и цели акции. В зависимости от поведения участников, осознания своей вины должно быть и решение суда. Разве не так?
7. Десятки священнослужителей, в том числе и официальные спикеры Церкви, за это время высказывались о том, что они надеются на приговор, не связанный с тюремным заключением, что они молятся о кощунницах, желают им спасения через покаяние. Зачем же представлять мнение Церкви по агрессивным интернет-репликам экзотических форумов? Это нечестно.
8. Дискуссия о церковном «прощении» интересна, вполне плодотворна, но к судебной правовой коллизии не имеет никакого отношения. Действительно, Иисус Христос излечивал и прощал многих грешников, говоря: Иди и впредь не греши (Ин. 8, 11). Действительно, Он призывал: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Такова совершенная мера любви Христовой. Рассказывают, что террорист Иван Каляев 4 февраля 1905 года бросил в карету великого князя Сергея Александровича бомбу, которая разорвала его на куски. Через несколько дней великая княгиня Елизавета Фёдоровна, супруга убиенного, встретилась с Каляевым. Она сказала арестованному: «Я хотела бы только, чтобы вы знали, что великий князь простит вам, что я буду молиться за вас…» Побуждая его к покаянию, она передала ему икону.

Но было бы очень странным, если бы какой-нибудь священник или епископ, придя к Ивану Каляеву и без всякого покаяния со стороны террориста — просто так, — сказал бы: «Я тебя, голубчик, прощаю за это коварное убийство». Это была бы такая же профанация прощения, как если бы некто простил вора, ограбившего квартиру соседа, насильника, осквернившего чужого ребёнка…

Да и кто дерзнёт выставить себя более милосердным, чем Христос?

Но Христос — наказывает безплодную смоковницу и изгоняет бичом торгующих из храма. Христос говорит: а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской (Мф. 18, 6). Христос предупреждает: горе миру от соблазнов… горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7). И это не противоречит Его милосердию, как не противоречит милосердию праведное обличение греха.

Поэтому и Иоанн Креститель без всякой политической корректности называет фарисеев и саддукеев порождением ехидниным (Мф. 3, 7), а Господь в Нагорной проповеди провозглашает: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 7, 19).

Впрочем, Иисус Христос постоянно обличает фарисеев, упрекая их в лицемерии: род лукавый и прелюбодейный (Мф. 12, 39), слепые вожди слепых (Мф. 15, 14), ваш отец диавол (Ин. 8, 44). Но и для них есть выход, и для них есть прощение через покаяние: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Хочу ошибиться, но пока акция хулиганок благодаря одобрительному шуму, поднятому вокруг них, выглядит заранее спланированной провокацией, испытывающей Церковь: а что она предпримет? а что будет? а нам за это перепадёт? Если Церковь сделает вид, что ничего не произошло, сакральное пространство храма ещё много раз будет использоваться в качестве места для политических перформансов и кощунственных выходок в большевистском духе. Если церковнослужители дадут жёсткую оценку акции и займут оборонительную позицию, их обвинят в игнорировании христианских заповедей любви.

Участницы акции прекрасно знали, на что они шли, как и сейчас знают, что за них вступится часть протестного электората, правозащитники и наши, и западные, что они на этом скандальном деле соберут свой урожай, пусть и дурной, и смердящей, известности. К сожалению, в ближайшее время они не будут осознавать весь ужас своего поступка, ни перед кем они не будут извиняться, потому что знают, что силы, направившие их в храм, им никогда не простят этих извинений, знают, что эти силы пострашнее российской пенитенциарной системы.

Протоиерей Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ