Вероника Бескурникова - «Не бойся, только веруй»

Архив: 

 

«Надо иметь простое и кроткое сердце, чтобы твоя вера была непоколебимой. Надо без сомнения верить в то, что для Бога нет ничего невозможного». / Старец Паисий Святогорец

 

Начался Великий пост, «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6, 2). Пост — время усиленной духовной борьбы над своими грехами — страстями и похотями, время покаяния и усиленной молитвы. Установлен пост Святой Церковью в подражание примеру Иисуса Христа, постившегося сорок дней в пустыне (Мф. 4, 1—2), потому и называется Четыредесятницей. Следующие восемь дней — Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы — посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий, которые им предшествовали.

В храме всё говорит о приближении Крестных страданий Господа — безвинно осуждённого и распятого за каждого из нас, искупившего Своей Святой Праведной Кровию грехи людей. С понедельника по четверг первой недели поста читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, заставляющий отложить житейское попечение и отойти от греховного сна. «Душе моя, душе моя, восстании, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися…» — взывает словами кондака Святая Церковь.

Коленопреклонённые молитвы помогают сосредоточиться, слова молитв, от всего сердца обращённые к Христу, вызывают покаянные слёзы. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя…» Прости и помилуй все согрешения, «едине Безгрешне, яже Ти согреших в сей день, ведением и неведением, словом, и делом, и помышлением, и всеми моими чувствы», — вспоминаются слова молитвы святого Макария Великого. Согрешила пред Тобою, Безгрешным Агнцем, добровольно шедшим за нас на Крест. Прости и исцели душу мою, не отступи от меня, «Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас». И не страшно плыть по бушующим волнам житейского моря, яко с нами Бог!

В храме горят лампадки, освещая лики на иконах; тихонько потрескивают свечи, незаметно сгорая и роняя на подсвечник восковые слёзы. Священник неспешно читает Великий покаянный канон, слова которого ложатся на душу, настраивая на искреннюю беседу с Богом и на покаяние, придавая надежду на спасение. Господь каждому человеку желает спастись и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4), ибо Он «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13; ср. 1 Тим. 1, 15). И как же быстро проходят на первой неделе поста службы великого повечерия, скорбит в эти дни душа, оттаивает и начинает раскрываться…

Акафист Страстям Христовым читается во время великопостного богослужения, которое называется «пассия». После чтения акафиста прочитывается Евангелие, повествующее о Страстях Христовых. Пассия является особым чином службы воспоминаний гефсиманских и голгофских страданий Спасителя, на Руси чин этот установлен митрополитом Петром Могилой.

Стою на коленях напротив иконы «Спас Нерукотворный», еле сдерживая слёзы, смотрю на Лик Христа и под проникновенный, всепонимающий и наполненный любовью взор совершаю земные поклоны. «Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем»… «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение».

«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 39—43), — такими словами святой евангелист Лука повествует об обращении и помиловании разбойника Христом, висевшего рядом с Иисусом Христом на кресте на Голгофе. Пример благоразумного разбойника показывает, что ещё не поздно нам покаяться и обратиться к Богу, сойдя с греховного широкого пути, вводящего в пагубу. «Истинная живая вера, лишь человек исповедует её устами, доставляет ему спасение. Доставила она спасение разбойнику на кресте; доставила она спасение, посредством покаяния, многим грешникам в последние, предсмертные минуты их жизни», — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Перед приближением Великого поста всякий раз испытываю некоторое волнение. Смогу ли выдержать пост, проведя его достойно? Буду ли больше времени посвящать душе, нежели повседневным делам? Но только начинается Четыредесятница, как всё постепенно выстраивается, и не возникает уже тех вопросов, ответить на которые сама себе боялась. Напротив, спешу в воскресные и праздничные дни в дом Божий, чтобы в дорогом сердцу храме рассказать Отцу нашему Небесному о всех своих переживаниях, накопленных за неделю. Участие в молитве Церкви — долг каждого христианина, которым движет любовь к Богу. У людей есть общие нужды — духовные, материальные, и одна только личная молитва, без молитвы всей Церкви, не может удовлетворить всех потребностей человека, Иисус Христос сказал: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Святитель Феофан Затворник пишет: «…если каждый будет молиться со всеми и за всех, то каждый будет подкрепляем в своей молитве многомощной молитвой всей Церкви. Единодушное усердие многих в молитве увеличит силу каждого и всех. Это награда за христианскую любовь друг к другу, любовь, соединяющую христиан во имя Христа». И не страшит уже то, что прошла только первая часть поста и впереди ещё Страстная седмица сугубого и строгого поста…

В пятницу вечером пятой седмицы поста совершается торжественная служба Похвалы Пресвятой Богородицы. На этой службе читается Акафист Божией Матери, разделённый на четыре части. «Акафист Божией Матери показывает, сколько, какое безчисленное множество неизречённых благ духовных даровано Богом чрез Неё роду человеческому», — писал праведный Иоанн Кронштадтский. Радуйся, Невесто Неневестная! Пресвятая Богородица, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, стояла рядом со Своим распятым Сыном Иисусом Христом и не проклинала или обличала людей, а молила о всех распинающих Его пречистое Тело!

«Когда молишься Владычице или святому какому-либо, вообрази твёрдо, что ты член Церкви, в которой Владычица — Главный Камень здания или Начальница мысленнаго наздания (Икос 10-й акфиста Пресвятой Богородице), и знай, что ты тесно связан внутренно со всеми небожителями, как камень в здании, хотя и маленький и нетвёрдый. Так понимая себя, поймешь, что молитвы наши слишком доходны к святым: ибо все мы под одним Главою — Христом (Ср.: Еф. 1, 10) и все одушевляемы одним Духом Божиим», — строки из Дневника святого праведного Иоанна Кронштадтского. Не оставляет Богородица Своим ходатайством и помощью всех, кто обращается к Ней искренне и с любовью, покрывая нас от бед честным Своим омофором.

Хочется проснуться от духовной спячки и обратиться всей душой к Богу с просьбой о помиловании и прощении грехов, всецело уповая на Него и взывая: «Да будет воля Твоя!» В Евангелии от Луки и от Марка есть слова Христа, обращённые ко всем людям: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23; Мк. 8, 34). Часто в жизни одолевают сомнения и уныние, но именно в моменты осознания собственного безсилия предаёшь себя всецело деснице Всеблагого Господа, вверяясь Его промыслу. Ведь Господь Иисус Христос сказал: «…кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38), «и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 27).

Именно крепкая вера является тем часто недостающим звеном в цепи жизненных событий, которого недостаёт для того, чтобы полностью положиться на волю Божию и дать действовать Ему в своей жизни. Сколько раз Господь исцелял тех людей, которые искренне верили: исцеление кровоточивой, «Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5, 34; Лк. 8, 48); исцеление слепого Вартимея, «Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошёл за Иисусом по дороге» (Мк. 10, 52); прощённую грешницу, «Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 50)…

«Вера во Христа — жизнь… Живая вера — шествие в мир духовный, в мир Божий. Не может пребывать она в том, кто пригвожден к миру дольнему, где господствуют плоть и грех. Вера — дверь к Богу. Нет другой двери к Нему: без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6). Эта дверь постепенно отворяется перед тем, кто очищает себя непрестанным покаянием; широко отверста она пред чистым сердцем; затворена она для грехолюбца», — проникновенные слова святителя Игнатия (Брянчанинова).

В минуты скорби и уныния часто повторяю цитату из святого Евангелия. Простые и такие мудрые слова Спасителя не дают погаснуть маленькому огоньку, который теплится в душе: «Не бойся, только веруй» (Лк. 8, 50; Мк. 5, 36)…

Вероника Викторовна БЕСКУРНИКОВА