Протоиерей Александр Шаргунов - Как две тысячи лет назад

 

7 января — РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

 

Две тысячи лет назад, накануне Рождества Христова, как и сегодня, накануне Его Второго Пришествия, мир находился в необычном состоянии. С одной стороны, в мире было напряжённое ожидание пришествия Царя мира. Даже римские историки пишут об этом. Люди ждали Бога, и ожидание Бога было в их сердцах. Они поняли, что «золотой век», истинная жизнь не может быть достигнута без Бога. Христос пришёл в мир, ожидающий Его. И когда Он пришёл, все концы земли собрались у Его яслей и поклонились Ему.

А с другой стороны, в мире было состояние страшного равнодушия. С самого рождения Христос был окружён не только ненавистью и враждой Ирода, но полным человеческим безразличием. Весь Иерусалим спал и весь мир. И это было безразличием не только обычных людей, но и так называемых духовных людей, книжников и архиереев, которые были так погружены в храмовое богослужение, что совершенно не заметили Христа. Так заняты они были богословскими спорами, что не проявили ни малейшего внимания к Младенцу, родившемуся в Вифлееме. Его рождение не имело для них никакого значения.

И сегодня мы наблюдаем не только ненависть и вражду ко Христу, но прежде всего безразличие. Как много людей в мире, занятых только своими делами — Христос ничего не значит для них. Сегодня, перед Вторым Пришествием Христовым, как и тогда, это не только люди, служащие суете и мамоне, но и те, кто служит Богу. Неужели можно так служить Богу, что не заметить приближения Бога в Его Втором Пришествии, а также и того, кто выдаёт себя за Бога и в храмах Божиих сядет на место Бога (2 Фес. 2, 4), как говорит Писание?

Это событие рождения Христова мы переживаем прежде всего в храмах, окружая сиянием света и пением Его вертеп. И этот свет сливается со светом Вифлеемской звезды, и наше пение — с ангельским пением Рождественской ночи. Если только мы не оказываемся слепыми к Его присутствию в мире, который Он так возлюбил.

И ещё одно размышление рождественских дней. В Младенце Христе, и только в Нём одном, открывается нам, каков наш Бог и каков человек. До пришествия Христа у человечества было смутное, а чаще всего ложное понятие о Боге. Люди могли только наугад приближаться к Богу, но один Христос мог сказать: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9).

Во Христе Иисусе мы видим Бога Живого, Его любовь, сострадание, милосердие и чистоту, как нигде больше в мире. И это всё может быть доступно нам — «Бог Господь и явися нам». До Его прихода мы не знали по-настоящему, что такое человек. Он во всём уподобился человеку, кроме греха. Но без греха Он больше человек, чем мы сами, ибо грех обесчеловечивает, и потому мы видим впервые, что значит подлинное человечество.

Как никогда миру необходимо сегодня понять, что такое Бог и что такое человек. После безпамятства атеизма, среди нынешних безчисленных ложных мистических учений, среди ересей древних и новых, среди попыток подмены Православия внутри Церкви как никогда ощущается в мире потеря Бога. Среди страшного расчеловечивания грехом как никогда осознаётся утрата себя человеком. И сегодня стоит не столько вопрос, существует ли Бог, сколько — существует ли человек? И как никогда все нуждаются в том, чтобы поклониться Богу, ставшему человеком.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ