Валерий Анучин - Время исторической справедливости

Не многие знают, что такое древлехранилище. Так называется археологический музей хранения памятников церковных древностей. Создаваться такие хранилища начали ещё в XIX веке, ибо при громадной ценности и значении памятников церковной старины обычное хранение не «обеспечивало их от исчезновения».

Это отмечали ещё в те времена, что же говорить о сегодняшних, когда из музеев пропадают тысячи экспонатов? Задачи, стоявшие перед древлехранилищем в дореволюционное время, не потеряли и ныне своей актуальности. Сегодня потребность в них даже возросла. Более того, возросла воспитательная роль таких музеев, их миссионерское значение в деле пропаганды христианского учения.

Весной 2006 года Рязанская епархия (ныне митрополия) в лице правящего архиерея архиепископа Павла (ныне митрополита) решила возродить епархиальное «Древлехранилище» в том здании, где музей размещался прежде, — в Архиерейском доме. Тогда же был поставлен вопрос и о передаче Рязанского кремля, в зданиях которого размещено федеральное учреждение «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник», в ведение Рязанской и Касимовской епархии Русской Православной Церкви.

И тут закипели страсти. Сторонники и противники идеи церковного использования архитектурного ансамбля Рязанского кремля сошлись в духовной брани. Противники договорились до того, что заявили: «Налицо устойчивая тенденция разрушения глубинных основ культурно-исторического развития древних центров, что в свою очередь ведёт к распаду единого культурного пространства многонациональной и многоконфессиональной страны». Забыв или сделав вид, что именно таким было использование кремлёвских построек в течение более чем 400 лет. От кремля — центра Великого княжества Рязанского — ныне остался лишь оборонительный ров да почти 300-метровый фрагмент вала юго-западной части.

В XVI столетии Рязань присоединили к Московскому государству, и  кремль — бывшая княжеская резиденция — перешёл во владение рязанских архиереев. Именно со времени передачи кремля православным владыкам в нём началось интенсивное сооружение тех самых памятников архитектуры, благодаря которым Указом Президента РФ в 1995 году Рязанский музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Те сооружения, что были возведены в кремле до периода возвышения Москвы — Христорождественский и Архангельский соборы, — конечно, принадлежали Православной Церкви, и там совершали богослужения. По большому счёту, весь архитектурный ансамбль Рязанского кремля, сохранившийся до нашего времени — культовые, гражданские, хозяйственные и отчасти фортификационные постройки, — имеет сугубо церковный характер.

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник — активный участник конфликта с Церковью — начался именно после создания Епархиального древлехранилища, в 1914 году. То есть у истоков музейного дела в Рязани стоит Рязанская епархия Русской Православной Церкви, которая всегда трепетно относилась к отечественной истории и её святыням.

После «Великого Октября» рязанских архиереев изгнали из кремля, храмы и монастыри закрыли, кладбище близ него уничтожили. На базе экспроприированного советским — светским! — государством Епархиального древлехранилища создали губернский историко-художественный музей в 1923 году. Затем областные краеведческий и художественный в 1937-м. В 1968 году здесь образован той же советской властью историко-архитектурный музей-заповедник. Нужно отметить, что в условиях советской действительности музей сыграл большую роль в сохранении и научном исследовании памятников Рязанского кремля.

Ныне, слава Богу, настало время исторической справедливости. В 2009 году Министерством культуры РФ была сформирована комиссия по подготовке передачи движимого имущества религиозного назначения из фондов Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Церковному историко-археологическому Рязанской епархии. Представители Рязанской епархии, работая в фондах РИАМЗ с книгами поступлений, выявили 1339 единиц хранения церковных ценностей, изъятых в годы гонений на Церковь из местных храмов и монастырей. 12 мая 2011 года Рязанской епархии был возвращён Архангельский собор, усыпальница рязанских владык.

Среди церковного имущества православные исследователи отыскали особо чтимые святыни из кафедральных соборов Рязанского кремля и Рязанского епархиального древлехранилища. По благословению владыки Павла был сформирован первоочередной список, в который вошли 66 чудотворных и особо чтимых в Рязанской епархии икон. Из государственного музейного фонда эти иконы были переданы для экспонирования в «Древлехранилище» и в храмы для богослужений. В настоящее время в состав музея «Древлехранилище» включены Архангельский собор и западная часть Архиерейского дома (2—3-й этажи).

17 ноября 2011 года в Рязанском кремле прошла торжественная церемония открытия «Древлехранилища» Рязанской митрополии. В «Древлехранилище» собраны иконы, обладающие большой духовной и исторической ценностью.

Экспозиция «Древлехранилища» разместилась в Архангельском соборе, где самые древние святыни: например, икона Богоматери Одигитрия написана ранее 1225 года, а образ свт. Николая Чудотворца — в начале XIV века. В Архиерейском доме (больше известном как Дворец князя Олега Рязанского) можно приложиться к святыням XVII–XIX веков.

11 ноября церемонию открытия «Древлехранилища» возглавили митрополит Рязанский и Михайловский Павел (Пономарёв), член Священного Синода РПЦ митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилёв), заместитель министра культуры России Григорий Ивлиев и зампред правительства Рязанской области Татьяна Панфилова.

Митрополит Павел отметил, что открытие музея — это новая страница в диалоге представителей Церкви и культуры. Назвав происходящее событием федерального уровня, он отметил, что забота об исторических корнях в руках не только представителей духовенства, но и светских людей. Ведь главной целью организации музея было не место моления, но просвещения людей, прикосновения к истории. Он также напомнил, что ведутся переговоры по дальнейшему возвращению святынь из музея Церкви, и в недалёком будущем они завершатся успешно.

Митрополит Александр передал благословение Святейшего Патриарха Кирилла, который сорадуется всем нам, и особо подчеркнул, что сегодняшний праздник свидетельствует о том, что Церковь и культура — это единое целое.

Григорий Ивлиев сказал, что за открытием «Древлехранилища» стоит трудный диалог. Дело сохранения русской духовности — непростая работа. Замминистра культуры рассказал о предстоящем строительстве близ кремля нового здания для рязанского историко-архитектурного музея. Ивлиев отметил, что это будет один из первых в России современных музейных комплексов, построенных в последние несколько десятилетий: «Благодаря усилиям губернатора Рязанской области музей продолжит своё существование, но в новом современном здании. Для министерства культуры России строительство музея — это одна из первоочередных задач, для решения которой уже определены источники финансирования».

Пословица гласит, что «хорошее начало — половина успеха». Хорошее начало положено. А чтобы в этой истории был хороший конец — не будем забывать о том, что Российское государство, русский народ были созданы на православных ценностях. Делить с другими народами и религиями нам нечего. Родина у нас одна — тысячелетняя Россия.

Валерий Алексеевич АНУЧИН