Протоиерей Александр Шаргунов - Введение в тайну Рождества Христова

 

4 декабря — Введение во Храм Пресвятой Богородицы

 

Перед великими и сильными, перед гордостью человеческой Бог снова ставит сегодня ребёнка. Вот знамение, которое будет явлено в Рождестве Христовом и которое мы видим уже сейчас. Этот Ребёнок, трёхлетняя Отроковица Мария, со всем совершенством, какое у Неё есть, ведёт нас к более высокому, чем Она, — к Богомладенцу Христу, к Источнику жизни нашей. Если «не будете как дети, — говорит Христос, — не войдете в Царство Небесное».

Но требуется осторожность. Возвращение к детству небезопасно. Нам всегда угрожает болезнь инфантилизма. Разумеется, не этого ждёт от нас наш Творец, наш Отец. Мы должны быть детьми сердцем, а не умом. Источник всего — это то, откуда я пришёл, это прежде меня, прежде всех. Это то, откуда мы посланы Богом на землю. В плане земном любовь наших родителей — начало нашего рождения. Но мы понимаем, что надо восходить выше, всегда выше. И так мы придём к любви Того, Кого мы называем Богом, Творцом, Отцом, Началом. Это то, что мы ищем и обретаем среди Пасхи Господней, когда слышим Евангелие: «В начале было Слово». И это то, о чём говорят самые первые слова Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю». Только здесь может найти каждый из нас своё подлинное место рождения, своё подлинное «я». Только здесь мы можем родиться в новый мир и составить все вместе с Богомладенцем и Пречистой Его Матерью народ Божий. «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3, 3).

Введением во Храм своей трёхлетней Дщери святые праведные Иоаким и Анна, которым вверена забота об их Чаде, совершают служение этой глубокой тайны. Тайны отношений их Чада с Источником Её жизни — Богом Отцом. О, если бы родители, присутствующие при крещении своего ребенка, по-настоящему сознавали, что значит это таинство! Как сказал один священник, новомученик: «Ваши дети — не ваши дети».

Событие Введения возвещает нам о чрезвычайной человеческой ответственности и о том, что превосходит кровные узы. Необходимо превзойти земное родство, чтобы явились свобода и ответственность каждой человеческой личности пред Богом. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). Сам Господь не отнесёт ли к Самому Себе это слово, слишком тяжкое для слышания многих: «Кто матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12,48—50).

Надо ли напоминать здесь об исчезновении двенадцатилетнего Отрока Иисуса в Иерусалиме и Его пророческом изумлении перед тревогой и упрёками Его родителей: «зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2, 49).

Праздник Введения во Храм вводит нас в тайну Рождества Христова. Тайну Самого Бога и тайну человека — творения, чада Божия. Чтобы Бог мог стать Еммануилом — Тем, Кто «с нами Бог», надо, чтобы каждый из нас стремился быть «человеком с Богом», стать чадом Божиим. В то время как мы часто довольствуемся быть только чадами своих родителей, детьми земли.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ