Протоиерей Александр Шаргунов - Час опасности – час истины

 

22 декабря — вторая годовщина мученической кончины протоиерея Александра Филиппова

 

Убийство отца Александра произошло в день, когда Церковь совершает сразу два праздника чистоты и целомудрия — зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы и иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». Мы постоянно говорим, что главное оружие диавола в сегодняшней войне против Бога и человека — безпрецедентная пропаганда растления. Успех в развращении нашей молодёжи более чем очевиден. Но Господь — вчера, сегодня и во веки — Тот же, и Божия Матерь по-прежнему ждёт от Церкви верности своему призванию.

Наступают времена, когда исполнение заповеди Божией, как и исповедание веры, может стоить жизни. Мы часто вспоминаем слова подвижника IV века преподобного Антония Великого: «Будет время, когда скажут: ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участия в общем безумии, но мы заставим тебя быть как все».

Что же мы ждём? Когда это время наступит в масштабах, превосходящих то, что мы пережили в минувшем веке?

Двадцать пять священников были убиты за последние несколько лет в стране, пережившей небывалые в истории гонения на Церковь. Ещё не наступил сороковой день после убийства в храме священника-просветителя Даниила Сысоева, и тут же — новое преступление. Это должно было всколыхнуть всю Церковь, весь народ, должно было заставить власть принять неотложные решительные меры по защите нравственности и порядка. Государственная Дума должна была собраться на экстренное заседание и поставить предел покровительству преступникам и беззащитности своих граждан.

Церковь же призывается к мужеству, которое явили новые мученики коммунистических гонений и новые мученики наших дней. Вдохновиться новой святостью, которую они показали нам сейчас. Только что глумившийся над стыдом и совестью готов осквернить святыню Церкви и убить того, кто защищает её. А молитва священника — и за самих этих убийц, чтобы они увидели, что добро не боится зла.

Сегодня особое слово Господа обращено к священникам. Так ли уж надо нам рисковать заступаться за женщин, детей, стариков? Может быть, лучше не высовываться в ожидании, пока пройдёт буря, не обязательно же она должна погубить всех? «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит» (Ин. 10, 12). Час опасности — час истины. Лжепастырь — тот, кто наёмник, кто ищет своего. «Из вас самих, — говорит апостол, — выйдут волки лютые, не щадящие стада» (Деян. 20, 29—30). Или готовые иногда выть с волками. Во всяком случае, они не рискуют своей жизнью. Прежде всего им надо спасти себя — от земных угроз.

«Пастырь добрый душу свою полагает за овцы». Только вдумайтесь. Пастырь (пастух) умирает, чтобы спасти своих овец. Если пастух умрёт, он не может защитить своих овец. Так рассуждает не знающий Бога мир и лжепастыри. Христос говорит, что Своею смертью спасает нас. Его смерть — высшее приношение любви за нас. Нет больше той любви, чем кто душу свою полагает за овцы.

А мы? Будем ли мы сохранять нашу жизнь и нашу смерть для себя? Никому не уйти от смерти — для кого принесём мы в жертву нашу смерть? Кого мы любим так, чтобы сделаться способными на этот высший дар? «Я есмь пастырь добрый, — говорит Христос, — и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10, 14). В отличие от наёмника, для которого овцы не значат ничего, люди, все люди драгоценны в очах Христовых — так что Он готов жизнь Свою отдать за каждого из них. Пусть каждый из них спросит: «Господи, неужели Ты так любишь меня?» и услышит: «Да, такова Моя любовь к тебе». И Господь добавляет: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Ин. 10, 15). Эта любовь Господа к нам — в тайне Пресвятой Троицы, в любви Отца и Сына и Святого Духа друг к другу. Ничуть не меньше. В ней — сокровенное отношение Христа к тем, кого Он спасает Своей смертью. И это идёт далеко. До Пасхи, до Воскресения Христова. Это зов по имени «Мария», когда та узнаёт по голосу воскресшего Христа. Точно так же Он знает каждого из нас лично, по имени. Сохранилась надгробная надпись II века некоего Аверкия: «Я ученик святого Пастыря, у Которого большие глаза. Его взор достигает всех мест».

У нашего Господа большие глаза. Ничто не может сокрыться от Него. Из Его стада мы видим только малую часть, только малое стадо, а на самом деле — это, как открывает Апокалипсис, безчисленный сонм праведников в белых одеждах, с пальмовыми ветвями победы в руках.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ